ПРОШЁЛ ГОД – И КУДА ПРИЕХАЛИ?
Оперативная и долгожданная новость…
Россию выперли из Болонской системы ещё в середине апреля 2022 года, а министерство высшего образования, как сейчас помню, 24 мая - на День славянской письменности и культуры, торжественно заявило, что мы… выходим из неё сами. Министр Валерий Фальков назвал Болонскую систему образования «прожитым этапом» и пообещал, что «переход будет плавным». Некоторые вузы трепыхались, не хотели лишаться привычных схем и зарубежных вояжей, но 7 июня 2022 года все российские вузы демонстративно исключили из Болонского процесса!
Напомню, что реформы, ясно – назрели. Россия со своим ЕГЭ и заимствованной системой ВО заняла 52-е место по уровню образования, а ещё 28 лет назад – была третьей! Долго мычавшее и ничего не делавшее министерство Фалькова только в октябре сообщило, что макет новой системы высшего образования, которая должна будет сменить Болонскую, будет представлен к концу года в виде федерального государственного образовательного стандарта. Конец года давно прошёл, мы, работники высшей школы, этого макета и пакета стандартов – в глаза не видели. Президент объявил 2023 год Годом педагога и наставника, но никто с героями этого года не советовался, ничего не обсуждали публично. Ъотя бы в программе того же Соловьёва! Кулуарно подготовили какой-то пробный узенький проектик, и сегодня, 12 мая, Владимир Путин торжественно подписал указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования — «в целях содействия совершенствованию системы высшего образования, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы».
Ничего себе – приехали! Выбрали каких-то шесть блатных вузов – от Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (Москва); который заканчивал телеведущий Соловьёв и где не успел всё разворовать бывший министр образования Ливанов, до Санкт-Петербургского горного университета, где царит самый богатый ректор России – друг Путина, миллиардер Владимир Литвиненко.
Из этого указа – ничего не понятно. Проект устанавливает новые уровни высшего образования: базовое (вместо никудышного бакалавриата) и специализированное. Уровнем профессионального образования становится аспирантура. На уровне специализированного высшего образования будут работать программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки (?). Что касается сроков обучения, то программа базового высшего образования будет длиться от четырех до шести лет, магистратура — от одного до трех лет в зависимости от направления подготовки, специальности, конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы.
И что тебе этот разброс говорит, читатель? Мне, профессору – ровным счётом ничего! То есть вкупе примерно семь лет вместо нынешних шести (4+2). Ну, и вернулись бы к советскому специалитету – 5 лет и аспирантуре. Чего мудрить и выдумывать какую-то «гибкую систему» с лазейками и неконтролируемыми вариантами?
И шесть счастливчиков с особым финансированием и новыми программами (представляю, сколько снимут бабок!) ничего не прибавят и не прояснят. Мне без миллиардера Литвиненко понятно, что на журналистике надо учиться 5 лет – не только для усвоения предметов, теоретических премудростей и более продолжительной практики, а хотя бы для того, чтобы зелёные «акулы пера» элементарно повзрослели, провели лишний год под опекой старших: год в этом возрасте – резкая ступень развития и становления личности – ведь многие в 17 лет поступают на журфак или в институт госуправления (!), прости Господи!
Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин и вовсе называет реформу «всего-навсего переименованием трех ступеней высшего образования, которые были определены законом об образовании 2012 года». И эту ничтожную псевдореформу целый год рожали в напряженно живущей и ведущую военную операцию стране?
Бездельники!