Найти тему

Несоответствие рельсовой и маршрутной сети современным пассажиропотокам. Владимирский проспект - Колокольная улица

Доброго времени суток, уважаемые читатели, сегодня я хотел бы рассказать Вам о ещё одной насущной проблеме в устройстве современной трамвайной сети Санкт-Петербурга - неполноценное обслуживание пассажиропотоков Петербургской трамвайной сетью, вызванной варварским искоренением трамвайных линий в центре города во 2-ой половине 90-ых гг - 2-ой половине 00-ых гг и последующей деградацией маршрутной сети до состояния неспособности обслуживать прежние объёмы пассажиропотоков.

Хочу напомнить, что в 80-ые годы 20 века Ленинград обладал неофициальным званием трамвайной столицы мира, полученным за наибольшую среди всех городов мира протяжённость трамвайных линий и наибольший рабочий парк вагонов. На сегодняшний же день петербургский трамвай является лишь первым по протяжённости путей в России, при этом почти полностью уничтожено производство трамвайных вагонов (завод ПК "Транспортные системы" не способен производить то разнообразие и объёмы трамвайной техники, которое производил небезызвестный ПТМЗ), полностью ликвидированы коммерческие трамвайные грузоперевозки (те самые жёлтые трамвайные вагоны из кинофильма "Брат"), многократно уменьшен процент охвата площади городской застройки и крупных жилых массивов трамвайной сетью (как за счёт разрушения трамвайных линий, так и за счёт непредусмотрения транспортной инфраструктуры в строящихся районах).

Кадр из х/ф фильма "Брат", 1997, реж. Алексей Балабанов
Кадр из х/ф фильма "Брат", 1997, реж. Алексей Балабанов

Изуродование рельсовой и маршрутной сети петербургского трамвая в совокупности с тотальной автомобилезацией населения города свою очередь вызвали очень интересный феномен - запустение и полное отсутствие пассажирского движения на отдельных участках некоторых трамвайных линий. К таким случаям можно отнести линии по Колокольной улице, Владимирскому и Литейному проспекту, Инженерной улице и улице Белинского, проспекту Луначарского от Выборгского шоссе до проспекта Энгельса, улице Руставели от проспекта Просвещения до Совмещённого Трамвайно-Троллейбусного Парка, Литовской улице, Косой линии и некоторые другие.

Фрагмент схемы путевого развития Петербургской трамвайной сети
Фрагмент схемы путевого развития Петербургской трамвайной сети

С тех пор, как я начал активно изучать транспортные сети Петербурга (в основном метро и трамвай), я заметил очень неудобное белое пятно в маршрутной сети трамвая в районе Колокольной улицы и Владимирского проспекта - очень перспективное место для связывания Выборгской стороны и Центрального района трамвайным сообщением, при том, что трамвайная линия уже уложена и находится в подобающем техническом состоянии. Очень неудобная особенность, вынуждающая пассажиров, едущих в направлении север-юг и юг-север, переплачивать за пересадки с трамвая на троллейбус или на метро, а затем снова на трамвай. Именно это досадное недоразумение и побудило меня на написание моего очередного обращения в Электронную приёмную. Предлагаю ознакомиться поподробнее:

***

Здравствуйте, в последнее время городскому электротранспорту Санкт-Петербурга вновь начинает уделяться должный уровень внимания и созидания по содержанию и строительству инфраструктуры, содержанию и обновлению подвижного состава и т.д. Одним из важных показателей работы городской транспортной сети является эффективность использования транспортной инфраструктуры – следует увеличивать загрузку трамвайных линий, с целью увеличения пользы, извлекаемой из сооружения и содержания трамвайной линии, поскольку это важно для рационального использования средств на содержание транспортной инфраструктуры. В связи с этим, хочу предложить восстановление пассажирского движения на трамвайной линии от Финляндского вокзала по Литейному мосту, Литейному проспекту, Владимирскому проспекту, Колокольной улице и улице Марата до кольца «Улица Марата», а также Инженерной улице и улице Белинского.

Данная трамвайная линия имеет длину 4,04 км и пролегает между Выборгской стороной и Центральным районом на совмещённой полосе. На данной линии нет пассажирского маршрутного движения. Также на линии присутствуют неиспользуемые трамвайные остановки «Кузнечный переулок», «Колокольная улица / Владимирский проспект», «Невский проспект», «Улица Жуковского», «Улица Некрасова», «Улица Пестеля», «Улица Чайковского» и «Улица Комсомола». Жителям Выборгской стороны и Центрального района может доставлять неудобство необходимость долго идти пешком до трамвайной остановки при том, что трамвайная линия располагается непосредственно вблизи тех зданий, но не обслуживает пассажиров.

Поскольку расположение трамвайной линии позволяет обслуживать как местных жителей, так и транзитных пассажиров, которым необходимо следовать с северной части города в центральную и южную, имеет смысл организовать пассажирское движение по данной неиспользуемой трамвайной линии.

В качестве обеспечения пассажирского движения по восстанавливаемым остановкам можно предпринять следующие меры:

- Продлить трамвайные маршруты №№ 25 и/или 49 от конечной остановки «Улица Марата» до конечной остановки «Станция метро Выборгская». Таким образом, Южные районы города получат трамвайную транспортную связь с Финляндским вокзалом и Выборгской стороной.

- В случае невозможности продления трамвайных маршрутов №№ 25 и/или 49 и/или 23 от конечной остановки «Финляндский вокзал» до конечной остановки «Улица Марата», продлить маршрут №20 от конечной остановки «Финляндский вокзал» до конечной остановки «Улица Марата» или к/ст «Карбюраторный завод» и/или восстановить маршрут №30 от конечной остановки «Бокситогорская улица» (или в перспективе к/ст Ржевка) с продлением до конечной остановки «Улица Марата» или к/ст «Карбюраторный завод». Таким образом, Северные районы города получат трамвайную транспортную связь с Литейной стороной и Центральным районом.

- В случае, если не будет возможности продлить маршрут №20 от конечной остановки «Финляндский вокзал» до конечной остановки «Улица Марата» или к/ст «Карбюраторный завод» и/или восстановить маршрут №30 от конечной остановки «Бокситогорская улица» (или в перспективе к/ст Ржевка) с продлением до конечной остановки «Улица Марата» или к/ст «Карбюраторный завод», можно рассмотреть взамен переноса одного из них перенос трамвайного маршрута 61 с конечной остановки «Станция метро Выборгская» на конечную остановку «Улица Марата».

- В случае, если односторонний перенос трамвайных маршрутов перегрузит одно из трамвайных колец, есть возможность организации сбалансированного переноса маршрутов по следующему алгоритму: обмен конечных остановок «Станция метро Выборгская» и «Улица Марата» одинаковым количеством оборачивающихся по ним маршрутов. В данном конкретном случае необходимо осуществить перенос трамвайного маршрута №25 или №49 на конечную остановку «Станция метро Выборгская» с одновременным переносом маршрута №61 с конечной остановки «Станция метро Выборгская» на конечную остановку «Улица Марата». Таким образом обеспечивается пассажирское движение по рассматриваемой линии с соблюдением баланса оборачивающихся по конечным остановкам маршрутов.

- Если нужно осуществить обмен конечных остановок более большим количеством оборачивающихся трамвайных маршрутов, то имеет смысл сбалансированного обмена оборачивающимися маршрутами следующим образом: в данном конкретном случае необходимо осуществить перенос трамвайных маршрутов №25 и №49 на конечную остановку «Станция метро Выборгская» через Литейный мост или на конечную остановку «Финляндский вокзал» через Инженерную улицу и Троицкий мост с одновременным переносом двух любых маршрутов с конечной остановки «Финляндский вокзал» и/или «Станция метро Выборгская» на конечную остановку «Улица Марата». Таким образом обеспечивается пассажирское движение по рассматриваемой линии и по смежной не использующейся линии по Инженерной улице с соблюдением баланса оборачивающихся по конечным остановкам маршрутов.

Стоит отметить, что на месте планируемых к восстановлению трамвайных остановок на линии от конечной остановки «Улица Марата» до конечной остановки «Финляндский вокзал» и на линии по Инженерной улице уже имеются неиспользуемые остановки, что свидетельствует о некогда существовавшей востребованности данных остановочных пунктов, которая может существовать и на сегодняшний день. Кроме того, наличие неиспользуемых остановок и трамвайной инфраструктуры упростит обустройство восстанавливаемых остановок, поскольку основной комплекс строительных работ по сооружению трамвайной линии и остановок уже был ранее выполнен.

В любом случае перенос трамвайных маршрутов следует осуществлять в первую очередь в зависимости от спроса пассажиров того или иного маршрута на перенос конечной остановки. В некоторых местах Литейного и Владимирского проспекта практикуется отделение тротуара от проезжей части цепными ограждениями, в том числе в местах неиспользуемых трамвайных остановок, перед восстановлением пассажирского движения необходимо убрать ограждения с участков тротуара, на которых располагаются трамвайные остановки.

Данный комплекс мер может улучшить транспортное сообщение Выборгской стороны, Красногвардейского района, северной части Петербурга с Литейной стороной, Центральным районом и районом Купчино (в зависимости от выбранного способа организации движения). Помимо этого, организация пассажирских перевозок по вышеуказанной трамвайной линии позволит извлечь пользу из вложенных в сооружение и вкладываемых в содержание данной трамвайной линии средств, уменьшить эффект бесполезного ухудшения качества неиспользуемых трамвайных путей под воздействием естественных физических процессов, атмосферных осадков и движущегося по трамвайным путям автотранспорта. Помимо этого, обеспечивается восстановление целостности трамвайной маршрутной сети и возможность пересадки между основными магистральными трамвайными маршрутами сети Петербургского трамвая.

Прошу уведомить о наличии планов по восстановлению пассажирского движения по трамвайной линии на Литейном мосту, Литейном проспекте, Владимирском проспекте и Колокольной улице, трамвайной линии по улице Белинского и Инженерной улице, а также довести изложенный выше примерный план организации до сотрудников, в чьих компетенциях находится принятие решений по данному вопросу.

***

Понравилась ли Вам статья? Случались ли у Вас проблемы в пользовании транспортном, вызванные отсутствием пассажирского движения по какой либо линии электрического транспорта? Писали ли обращения в целом и в частности на эту тему? Считаете ли, что трамвайная сеть имеет недостаточно правильную конфигурацию? Если вы живёте в окрестностях Владимирского, Литейного проспектов или Колокольной улицей или являетесь регулярным пассажиром направления "север Петербурга - юг Петербурга" - пожалуйста расскажите, насколько Вас тяготит поднятый в обращении вопрос? Будет ли такое транспортное сообщение удобно и полезно местным жителям? Расскажите об этом в комментариях, мне интересно узнать Ваше мнение о проблеме.

В следующей статье мы с Вами, как и обычно, ознакомимся с ответами государственных органов, поступившими на данное обращение и узнаем точку зрения руководства нашего города. Всего Вам хорошего, большое спасибо за прочтение!

Ответ на предыдущее обращение

Фото: https://transphoto.org/photo/1300460/
Фото: https://transphoto.org/photo/1300460/