Найти тему

В чем проблема телесериала «В круге первом»?

В 2006 году на малые голубые экраны вышел телесериал «В круге первом» – экранизация эпохального одноименного романа А. И. Солженицына. Режиссером выступил знаменитый Глеб Панфилов, а сам автор написал сценарий и даже озвучил закадровый текст. Сериал активно рекламировался и преподносился как «событие года» – то есть как очередное раскрытие глаз населению на больные проблемы советского прошлого, в частности, – связанные с культом личности и его последствиями.

Критики в целом положительно оценили творение Панфилова, хотя сериал оставляет вопросы, в первую очередь, – идеологического характера. Роман Солженицына – достаточно интересное художественное произведение, которое оставило заметный след в истории советской литературы. Он примечателен тем, что в нем Александр Исаевич не спешит навязывать читателю свою идеологическую позицию, которая всем и так известна. Его художественное полотно похоже на полифонию: в нем много противоречивых голосов, которые сталкиваются в разговорах и спорах, предоставляя читателю самому сделать свой индивидуальный выбор. Главный герой Глеб Нержин – личность, которая находится в поиске, хотя поначалу можно подумать, что он уже выбрал свой путь неприятия советской власти. Об этом читатель может судить хотя бы потому, что он оказался в шарашке.

Но главный выбор ему еще предстоит сделать. На протяжении романа раскрываются его лучшие качества (о которых он, возможно, раньше не подозревал), так что под конец читатель не удивляется, что он прислушался к голосу совести и сознательно пошёл дальше по этапу. Сериал иначе расставляет акценты. Сценарий и режиссура сразу предлагают благодарному зрителю готовый вариант решения гамлетовского вопроса: «быть или не быть» собой в тоталитарной системе, беспощадно подавляющей в человеке все живое? Замечательный актер Евгений Миронов играет со вполне определившимся выражением лица. С самого начала у зрителя не возникает ни малейших сомнений в том, что этот человек не засидится в шарашке. Сложный душевный мир Нержина остался за кадром, несмотря на то, что в сериале он много и размышляет, и страдает.

А еще режиссер явно перестарался с изображением жестокостей сталинского режима. И сам Сталин в сериале получился карикатурным – сыгравший его другой замечательный актер Игорь Кваша добавил слишком много негатива и отрицательного гротеска в образ вождя народов.