Найти тему

15 советов по планированию и настройке чат-бота

Чат-боты стали не только одним из диджитал-трендов, но и инструментом автоматизации бизнеса. Несмотря на это, многие компании до сих пор сомневаются в их эффективности или испытывают трудности с внедрением подобных ботов.

Вам в помощь мы собрали подборку советов, которые могут помочь при планировании и проектировании своего чат-бота.

  1. Важно выбрать правильную платформу под аудиторию. К примеру, телеграм бот может обладать довольно серьезным функционалом, но он будет ни к чему, если ЦА его не использует.
  2. Структуру базы данных лучше проектировать сразу всю. Изменение или расширение хранимой информации в процессе всегда сложнее, чем на старте работ.
  3. Чем меньше нажатий нужно для достижения цели, тем больше шансов, что пользователь дойдёт до конца. Стоит максимально упростить ввод данных. Например, ответом с множественным выбором или распознаванием речи.
  4. Клиент хочет скорее добраться до цели, а не думать самому как бы её достичь. Поэтому предлагайте следующий шаг сами.
  5. Человек должен иметь возможность отменить действие или вернуться на шаг назад. Так что не забываем про кнопки «Назад» или «Отмена».
  6. Люди обращаются к боту за чётким ответом. Поэтому сообщения от бота следует делать лаконичными и по делу. Их не должно быть много. И, естественно, никакого спама.
  7. Чтобы ботом активно пользовались, он должен иметь ощутимую ценность для пользователя. Пусть он выполняет ограниченное число функций, но правильно. В погоне за мультизадачностью важно не терять в качестве.
  8. Не бросаем пользователя без ответа. Если бот не понял сообщение или такая команда в нём не заложена, он может либо признаться в этом и попросить перефразировать, либо предложить связать с оператором.
  9. Клиент должен в любой момент иметь возможность переключится на живого оператора. Каким бы алгоритм ни был детально прописанным, все вопросы он охватить не сможет.
  10. Если нет возможности связаться с сотрудником, например в ночное время, стоит прописать сообщения для сбора контактной информации пользователей и записи их на консультацию с оператором в рабочее время.
  11. Важно всегда учитывать часовой пояс клиентов. Никому не нравятся сообщения в час ночи.
  12. Можно немного «оживить» бота и прописать несколько ответов на одни и те же вопросы. Чтобы при частом общении человеку не надоедали одинаковые сообщения. А также это поможет персонализировать диалог.
  13. Для «очеловечивания» ещё поможет небольшая задержка при ответе для имитации набора ботом текста.
  14. Но не стоит выдавать бота за человека. Куда честнее предупредить и объяснить, что пользователь общается с роботом. Можно прописать, чтобы бот представлялся в начале разговора, а потом предложить перечень вопросов, которые он может решить. В обратном случае человек может быть раздражен кривыми ответами алгоритма.
  15. Никогда не лишним будет протестировать свои гипотезы на реальных респондентах. Собрать аналитику с пользователей, что им действительно необходимо и добавлять функционал в зависимости от потребностей.

Ещё несколько полезных материалов:

Какие бизнес-задачи решают чат-боты и в каких сферах

Процесс создания чат-бота

1С: зачем нужна, что учесть при интеграции и как выстроить взаимодействие команд разработчиков