Найти тему

Офисы снова в деле. Офисы как ключевой элемент корпоративных ценностей

Попробуйте ответить. Для чего компаниям офисы? С первого взгляда простейший вопрос. Но, пройдя пандемию, и изучая опыт многих передовых компаний можно констатировать факт, что запланированной прибыли можно добиться и нанимая людей на полной удаленке, а для встреч использовать переговорные комнаты с почасовой арендой, например, в коворкингах. В таком случае потенциально возможное, гипотетическое даже, снижение производительности труда сотрудников, работающих на расстоянии друг от друга может покрываться экономией на аренде офиса и привлечением сотрудника из регионов с более дешевой рабочей силой.

Но! Как мы видим, многие компании, которые еще года-два назад строили планы отказаться от офисов, пересмотрели свои взгляды, и вместо закрытия рабочих площадок, начинают их перестраивать, и даже открывать собственные офисы в удаленных регионах взамен аренды коворкингов. В этой статье я не утверждаю, что это повсеместная практика, но уже многие компании точно идут в этом направлении, и их количество только растет.

Так зачем? Первая и наиболее понятная причина – это онбординг команд, периодическая совместная работа для выстраивания слаженности, обменом опыта. Подобно команде гребцов, которые должны точно синхронизировать свои движения, и участникам проектных команд нужна очная совместная слаженная работа. Вторая причина – желание самих сотрудников. Прогрессивные компании, которые учитывают мнения людей, идут навстречу и создают комфортные офисные пространства, которые нужны их сотрудникам. И наконец, третья, не самая очевидная, но которая уже становится наиболее важной. Через офисные пространства корпорации доносят свои ценности для сотрудников. А сотрудники взамен создают те продукты и дают такие результаты, которые нужны компаниям. И это происходит не в моменте, а на протяжении длительного времени.

Давайте разберем компанию, представляющую собой маркет-плейс, например, для музыкальных исполнителей. Ее продуктом является цифровая площадка, с свободным доступом клиентов, динамически обновляемым… Этот продукт разрабатывают сотни различных команд, каждая из которых отвечает за решение своей небольшой, но очень важной задачи, такой как загрузка музыкального исполнения, привлечение новых клиентов, скачивание музыки в оффлайн, дополнительные сервисы, обслуживание серверов, продажа контекстной рекламы и так далее). Участники этих команд могут работать в разных городах и странах, быть из семей с разными социальными и культурными устоями. Для этих людей само понимание хорошо и удобно будет сильно отличаться. Они в своей жизни имели совершенно равный пользовательский опыт. А нужно создать единый, монолитный продукт. То есть люди, сотрудники, должны пропитаться пониманием того, что создает компания. Они должны одинаково сильно верить, иметь одинаковое представление о целях, о ценностях компании и продукта, который она создает. Они должны научиться понимать друг друга, мыслить в одном направлении и одними категориями.

В нашем примере они должны понимать, что продукт отличается свободой. При этом он яркий, современный и гибкий. Как быстро передать такие чувства сотрудникам? Да. Через офисные пространства. Наделяя пространства смыслом, вы в конечном итоге заражаете своими идеями тех, кто трудится в них. Наша компания из примера должна предоставить сотрудникам огромное количество неформальных зон, много ярких цветов в интерьере. В декоре присутствуют символы и изображения, отсылающие к музыкальной сфере. Музыкальное сопровождение в общественных пространствах. Комнаты творчества: рисование, фото, видео и обязательно музыкальная комната.

В своих офисах можно транслировать контент на экранах, собирать вечерами сотрудников на неформальные мероприятия, где рассказывать о возможностях продукта. В таком офисе люди будут общаться и заражаться идеей привнести крутое новое в продукт. Они будут обсуждать по вечерам в пятницу, играя в кикер, какую фичу лучше запилить.

А теперь представим сотрудника, который работает из дома. Ему лень заходить на корпоративный портал. Единственная связь с компанией вне рабочих аспектов – рассылки, которых так много, что они превращаются в спам и их он уже не читает. Он выполняет ровно то, что ему говорят. И закрывая свой ноутбук, он обсуждает с друзьями футбол, новые игры или бар, открывшийся недалеко. Он не чувствует себя частью социума, который создает продукт на 100%. Он лишь винтик, который вертеться, когда его просят.

Конечно, в таком случае лучше поддерживать и открывать офисы. Стараются как можно точнее их подвести под свой бренд, под свои ценности, ощущая которые не только производительность, но и качество труда будет сильно расти. Главное нащупать, через какие физические формы, какое оборудования и цвета передать атмосферу бренда.

Это касается и удаленных офисов, где сотрудников не так много. Можно делать хотя корпоративные коворкинги с переговорными комнатами, небольшими лаунжами, но все с тем же корпоративным духом, который будет заряжать ваших сотрудников на развитие их самих и вашей компании.