В Государственном музее истории религии хранится картина художника Анатолия Петровича Рыбкина, изображающая мыс Коморин, один из центров паломничества индуистов. Мыс расположен в штате Тамил Наду, в городе Каньякумари, в самой южной точке Индии, где Индийский океан встречается с Бенгальским заливом и Аравийским морем. Город назван в честь девственной богини Каньякумари.
Картина выполнена маслом на холсте. На переднем плане – полоска берега, заросшая травой. Правее, за невысоким белым забором, который тянется вдоль берега, изображен мыс, на котором расположены мемориальные комплексы. Справа – строение с крупной башней со шпилем в центре и двумя башенками перед ним (мемориал Махатмы Ганди). Левее – здание темно-коричневого цвета с бордовыми куполами (скальный мемориал Свами Вивеканадны). На заднем плане – море и небо. В правом нижнем углу картины голубой краской подпись художника «А. Рыбкин». На тыльной стороне в верхней части холста надпись черной краской «Рыбкин А. «Тамил Наду. Самый юг Индии», х.м. 49х76. 1997».
Анатолий Петрович Рыбкин (род. 10 января 1949 года) – художник-живописец, член-корреспондент Российской академии художеств, действительный член Петровской академии наук и искусств, заслуженный художник РФ, Народный художник Чувашской Республики. Его работы представлены в частных коллекциях России, Франции, Голландии, Швеции, Китая, Венгрии и др.
В 1997 году в составе группы из восемнадцати человек состоялась творческая поездка художника в Индию. В 1998 году в Москве в Государственной Третьяковской галерее была устроена выставка «Индия глазами российских художников», где была представлена и созданная во время поездки в 1997 году картина А. П. Рыбкина, выполненная маслом.
В 1956 году в Каньякумари на самом берегу был построен мемориал Махатмы Ганди. Сам М. Ганди посещал Каньякумари дважды (в 1925 и 1937 гг.). После трагической смерти в 1948 г., его прах был разделен на 12 частей и доставлен в разные части страны, в том числе и Каньякумари, для поклонения. Затем прах был развеян над водой, а на месте его нахождения в 1956 г. был построен мемориал памяти Ганди Мандапам, посвященный жизни и учению лидера борьбы за независимость. Мандапам в Индии – это открытый зал с колоннами или сооружение, где совершаются общественные ритуалы. При постройке соблюдались определенные характеристики – высота центрального шпиля составила 24 метра (79 футов) в честь возраста Ганди на момент смерти. В потолке здания выполнено отверстие, которое расположили таким образом, что каждый год 2 октября (в день рождения Ганди) солнечный свет, проходящий через него, падает туда, где была установлена урна с прахом. На территории мемориала находится библиотека, в которой хранится множество уникальных исторических изданий, старинных и современных книг, журналов и брошюр. Снаружи мемориал напоминает по форме храм. На белых стенах изображена прялка, которая ассоциируется с жизнью и идеями М. Ганди. Внутри сооружения в центре зала находится памятный постамент в виде куба черного цвета, окруженный колоннами и резными решетками. Рядом на стене изображение Махатмы Ганди в рост.
Примерно в полукилометре от берега из моря выступают две огромные скалы. На одной из них находится скальный мемориал Вивекананды, который был построен в 1970 году в честь Свами Вивекананды (1863–1902), индийского философа, общественного деятеля и реформатора. В 1893 году Свами Вивекананда представлял Индию на Всемирном конгрессе религий в Чикаго, где он выступил с речью, которая сделала его имя известным всему миру. Перед поездкой 24 декабря 1892 г. он посетил Каньякумари. Легенда гласит, что Вивекананда два дня медитировал на скале и достиг просветления. Он пришел к важной мысли о необходимости направить все усилия на пробуждение народа, в путешествие он отправился, чтобы привлечь внимание мировой общественности к положению бедняков в Индии. После США Вивекананда посетил Англию, Францию, Швейцарию и Италию. В 1896 г. он возвратился в Индию и создал религиозно-общественную организацию «Миссия Рамакришны».
В 1963 году, в честь столетия со дня его рождения, скала была официально названа Скалой Вивекананды. Внешне сооружение сочетает в себе различные индийские стили храмовой архитектуры, внутри здания располагается статуя Вивекананды.
Здесь же находится храм богини Каньякумари. Каньякумари – девственная богиня («канья» – девочка, девственница, «кумари» – богиня). Она является одним из воплощений богини Парвати в южноиндийском цикле мифов, и была послана богами для определенной миссии – убить злого демона Бана. Шива хотел жениться на ней, но боги воспротивились, так как тогда бы Кумари потеряла свою силу и не смогла бы победить демона. По преданию свадьба была назначена, но ритуал так и не состоялся, так как Шива не явился. Мудрец Нарада превратился в петуха и прокукарекал в неурочное время. Шива, услышав петуха, решил, что благоприятное время для свадьбы упущено, а Канья Деви осталась вечной невестой бога. Храм Каньякумари посещает множество паломников со всех концов Индии. Индуисты верят, что богиня Каньякумари благословила камень, на котором она предавалась аскезе, прикоснувшись к нему ногами. Считается, что богиня стоит на мысе и не дает морю поглотить землю, а также помогает рыбакам преодолевать бурные волны и невредимыми возвращаться домой.
На соседней скале установлен памятник тамильскому поэту Тируваллувару, но его мы не видим на картине А.П. Рыбкина, так как он был установлен позже.
Тируваллувар – тамильский поэт и мыслитель, автор книги «Тирукурал», которую тамилы почитают как священную. Ему был воздвигнут памятник на скале в 2000 г. Огромная статуя, расположенная на прямоугольном постаменте, обращена лицом к земле тамилов. Статуя состоит из 1283 каменных глыб. Общая высота сооружения – 133 фута, в память о количестве глав в произведении поэта. Высота статуи – 95 футов, а пьедестала – 38 футов.
«Тирукурал» – классическое произведение тамильской дидактической литературы, самая почитаемая книга тамилов, проживающих на юге Индии и Шри-Ланке. Полагают, что оно сложилось в VI – VII веке. «Тирукурал» содержит 1330 кратких стихотворений (куралов), настолько разнообразных и универсальных, что с XVII века был признан и христианами (после его перевода на латынь). Произведение делится на три части: первая посвящена праведности, вторая – мудрости, третья – любви. Каждый из этих разделов делится на своеобразные главы, содержание которых охватывает явления природы, этические и философские категории, семейные отношения и чувства, моральные устои, правильное поведение человека в жизни и т.д. «Тирукурал» является важнейшим произведением тамильской литературы, которое оказало влияние на тамильскую культуру.
В фонде «Религии Востока» Государственного музея истории религии хранятся иллюстрации к «Тирукуралу», выполненные художником Г.Г. Поплавским (1931-2017). За оформление книги «Тирукурал» (Издательство «Художественная литература», 1974 год) Поплавский был удостоен международной премии Дж. Неру.