Найти тему

Самая южная точка Индии глазами русского художника. Мыс Коморин

В Государственном музее истории религии хранится картина художника Анатолия Петровича Рыбкина, изображающая мыс Коморин, один из центров паломничества индуистов. Мыс расположен в штате Тамил Наду, в городе Каньякумари, в самой южной точке Индии, где Индийский океан встречается с Бенгальским заливом и Аравийским морем. Город назван в честь девственной богини Каньякумари.

Картина «Тамил Наду. Самый юг Индии» Художник А.П. Рыбкин. Индия, 1997 г.  Холст, дерево, масло
Картина «Тамил Наду. Самый юг Индии» Художник А.П. Рыбкин. Индия, 1997 г. Холст, дерево, масло

Картина выполнена маслом на холсте. На переднем плане – полоска берега, заросшая травой. Правее, за невысоким белым забором, который тянется вдоль берега, изображен мыс, на котором расположены мемориальные комплексы. Справа – строение с крупной башней со шпилем в центре и двумя башенками перед ним (мемориал Махатмы Ганди). Левее – здание темно-коричневого цвета с бордовыми куполами (скальный мемориал Свами Вивеканадны). На заднем плане – море и небо. В правом нижнем углу картины голубой краской подпись художника «А. Рыбкин». На тыльной стороне в верхней части холста надпись черной краской «Рыбкин А. «Тамил Наду. Самый юг Индии», х.м. 49х76. 1997».

Анатолий Петрович Рыбкин (род. 10 января 1949 года) – художник-живописец, член-корреспондент Российской академии художеств, действительный член Петровской академии наук и искусств, заслуженный художник РФ, Народный художник Чувашской Республики. Его работы представлены в частных коллекциях России, Франции, Голландии, Швеции, Китая, Венгрии и др.

В 1997 году в составе группы из восемнадцати человек состоялась творческая поездка художника в Индию. В 1998 году в Москве в Государственной Третьяковской галерее была устроена выставка «Индия глазами российских художников», где была представлена и созданная во время поездки в 1997 году картина А. П. Рыбкина, выполненная маслом.

Мемориал Махатмы Ганди. Фото из открытых источников в сети интернет:  https://juan.livejournal.com/516909.html
Мемориал Махатмы Ганди. Фото из открытых источников в сети интернет: https://juan.livejournal.com/516909.html

В 1956 году в Каньякумари на самом берегу был построен мемориал Махатмы Ганди. Сам М. Ганди посещал Каньякумари дважды (в 1925 и 1937 гг.). После трагической смерти в 1948 г., его прах был разделен на 12 частей и доставлен в разные части страны, в том числе и Каньякумари, для поклонения. Затем прах был развеян над водой, а на месте его нахождения в 1956 г. был построен мемориал памяти Ганди Мандапам, посвященный жизни и учению лидера борьбы за независимость. Мандапам в Индии – это открытый зал с колоннами или сооружение, где совершаются общественные ритуалы. При постройке соблюдались определенные характеристики – высота центрального шпиля составила 24 метра (79 футов) в честь возраста Ганди на момент смерти. В потолке здания выполнено отверстие, которое расположили таким образом, что каждый год 2 октября (в день рождения Ганди) солнечный свет, проходящий через него, падает туда, где была установлена урна с прахом. На территории мемориала находится библиотека, в которой хранится множество уникальных исторических изданий, старинных и современных книг, журналов и брошюр. Снаружи мемориал напоминает по форме храм. На белых стенах изображена прялка, которая ассоциируется с жизнью и идеями М. Ганди. Внутри сооружения в центре зала находится памятный постамент в виде куба черного цвета, окруженный колоннами и резными решетками. Рядом на стене изображение Махатмы Ганди в рост.

Мемориал Вивекананды и храм Каньякумари. Фото из открытых источников в сети интернет: https://www.incredibleindia.org/content/incredible-india-v2/
en/destinations/kanyakumari/kanyakumari-temple.html
Мемориал Вивекананды и храм Каньякумари. Фото из открытых источников в сети интернет: https://www.incredibleindia.org/content/incredible-india-v2/ en/destinations/kanyakumari/kanyakumari-temple.html

Примерно в полукилометре от берега из моря выступают две огромные скалы. На одной из них находится скальный мемориал Вивекананды, который был построен в 1970 году в честь Свами Вивекананды (1863–1902), индийского философа, общественного деятеля и реформатора. В 1893 году Свами Вивекананда представлял Индию на Всемирном конгрессе религий в Чикаго, где он выступил с речью, которая сделала его имя известным всему миру. Перед поездкой 24 декабря 1892 г. он посетил Каньякумари. Легенда гласит, что Вивекананда два дня медитировал на скале и достиг просветления. Он пришел к важной мысли о необходимости направить все усилия на пробуждение народа, в путешествие он отправился, чтобы привлечь внимание мировой общественности к положению бедняков в Индии. После США Вивекананда посетил Англию, Францию, Швейцарию и Италию. В 1896 г. он возвратился в Индию и создал религиозно-общественную организацию «Миссия Рамакришны».

В 1963 году, в честь столетия со дня его рождения, скала была официально названа Скалой Вивекананды. Внешне сооружение сочетает в себе различные индийские стили храмовой архитектуры, внутри здания располагается статуя Вивекананды.

Здесь же находится храм богини Каньякумари. Каньякумари – девственная богиня («канья» – девочка, девственница, «кумари» – богиня). Она является одним из воплощений богини Парвати в южноиндийском цикле мифов, и была послана богами для определенной миссии – убить злого демона Бана. Шива хотел жениться на ней, но боги воспротивились, так как тогда бы Кумари потеряла свою силу и не смогла бы победить демона. По преданию свадьба была назначена, но ритуал так и не состоялся, так как Шива не явился. Мудрец Нарада превратился в петуха и прокукарекал в неурочное время. Шива, услышав петуха, решил, что благоприятное время для свадьбы упущено, а Канья Деви осталась вечной невестой бога. Храм Каньякумари посещает множество паломников со всех концов Индии. Индуисты верят, что богиня Каньякумари благословила камень, на котором она предавалась аскезе, прикоснувшись к нему ногами. Считается, что богиня стоит на мысе и не дает морю поглотить землю, а также помогает рыбакам преодолевать бурные волны и невредимыми возвращаться домой.

На соседней скале установлен памятник тамильскому поэту Тируваллувару, но его мы не видим на картине А.П. Рыбкина, так как он был установлен позже.

Памятник Тируваллувару. Фото из открытых источников в сети интернет: https://www.tamilnadutourism.tn.gov.in/destinations/kanyakumari
Памятник Тируваллувару. Фото из открытых источников в сети интернет: https://www.tamilnadutourism.tn.gov.in/destinations/kanyakumari

Тируваллувар – тамильский поэт и мыслитель, автор книги «Тирукурал», которую тамилы почитают как священную. Ему был воздвигнут памятник на скале в 2000 г. Огромная статуя, расположенная на прямоугольном постаменте, обращена лицом к земле тамилов. Статуя состоит из 1283 каменных глыб. Общая высота сооружения – 133 фута, в память о количестве глав в произведении поэта. Высота статуи – 95 футов, а пьедестала – 38 футов.

«Тирукурал» – классическое произведение тамильской дидактической литературы, самая почитаемая книга тамилов, проживающих на юге Индии и Шри-Ланке. Полагают, что оно сложилось в VI – VII веке. «Тирукурал» содержит 1330 кратких стихотворений (куралов), настолько разнообразных и универсальных, что с XVII века был признан и христианами (после его перевода на латынь). Произведение делится на три части: первая посвящена праведности, вторая – мудрости, третья – любви. Каждый из этих разделов делится на своеобразные главы, содержание которых охватывает явления природы, этические и философские категории, семейные отношения и чувства, моральные устои, правильное поведение человека в жизни и т.д. «Тирукурал» является важнейшим произведением тамильской литературы, которое оказало влияние на тамильскую культуру.

В фонде «Религии Востока» Государственного музея истории религии хранятся иллюстрации к «Тирукуралу», выполненные художником Г.Г. Поплавским (1931-2017). За оформление книги «Тирукурал» (Издательство «Художественная литература», 1974 год) Поплавский был удостоен международной премии Дж. Неру.