Как поется в песне, «учитель продолжается в своем ученике». И особое влияние на ребенка имеет, конечно, первый педагог. Трудно представить, сколько сил, терпения и души он вкладывает в мальчишек и девчонок, чтобы они выросли достойными людьми.
О российском образовании и воспитании детей мы поговорили с учителем начальных классов общеобразовательной школы № 5 им. К.П. Феоктистова Ольгой Даниловой, в прошлом году получившей грамоту Министерства образования РФ за плодотворный педагогический труд и воспитание подрастающего поколения. Учительский стаж Ольги Даниловой – 40 лет, и она считает нашу систему самой сильной. Ей самой довелось учиться в разных уголках земного шара, в том числе за границей – в Германии, так как ее отец был военным.
Опыт – из семьи
– Ольга Васильевна, расскажите, почему решили связать свою жизнь с педагогикой?
– Я поступала сперва на филологический факультет, потому что мне всегда были ближе гуманитарные предметы. Мне нравилось заниматься языками, увлекалась исторической наукой. Но сложилось так, что при хорошем аттестате не добрала полбалла. Пошла работать секретарем в районный отдел народного образования, где имела возможность близко общаться со многими директорами, учителями высшей категории. Они стали говорить: «Не хочешь попробовать себя в начальной школе?» И я этим «заболела».
Поступила в Борисоглебский педагогический институт, а окончила Ярославский пединститут. Вышла замуж и перевелась в другое учебное заведение. За 40 лет я ни разу не пожалела, что выбрала работу с самыми маленькими детьми.
– Конкурсы педагогического мастерства, которые сейчас активно проводят среди учителей, показали, что предметником быть чуточку проще, чем учителем начальных классов, потому что он учит разным дисциплинам. Это действительно сложнее?
– Да, потому что предметники готовят из года в год одну и ту же дисциплину, и все свои силы направляют на нее. Нам же приходится готовить на каждый день сразу минимум четыре предмета, плюс тематические классные часы. По уровню сложности, наверное, это не самый трудный материал, но и мы работаем с теми учениками, у которых пока что нет совсем никакой базы. И чтобы ее сформировать, надо провести уроки прежде всего интересно, чтобы привлечь и не потерять их внимание. Очень много подготовки!
Хотя, проработав в школе столько лет, уже ко всему привыкла – и к постоянному поиску нового и увлекательного материала, и к ежедневной проверке горы тетрадей. Вообще я из многодетной семьи, старшая в семье, с младшими всегда занималась уроками. Думаю, что это тоже в какой-то степени повлияло на мой профессиональный выбор. Приобрела нужный опыт как раз в семье.
– А какой именно опыт? Педагогические хитрости?
– Скорее, подход к детям. Он же должен быть особым. Этот опыт помог мне научиться общаться с малышами – они же чувствительные. Когда приходят в первый класс, хитрят, любопытствуют, тебя «прощупывают» – как и что, будешь ли ты давать поблажки или строго ругать по каждому поводу. И тут нельзя выбрать ту или другую крайность. Показав себя суровой, можно отбить все желание к учебе. А если дашь слабину, дисциплины потом не добьешься. Учитель начальной школы должен обладать особым искусством гармонии строгости и ласки.
Мне как-то бабушка одного ученика, преподаватель вуза, говорит: «Вы для нас авторитет». Спрашиваю: «Почему?» Оказалось, что внук, когда что-то не понимает, отвечает ей: «Ольга Васильевна не так объясняет». Это говорит о том как раз, что дети всегда следят за твоей реакцией – по любому поводу, по любому произнесенному слову. И, конечно, опыт работы с коллективом тоже привился мне в семье. Дети в школе очень разные: дети работяг и дети депутатов, норматипичные и с ограниченными возможностями. Впервые за мою практику в моем классе учится аутист, что тоже доставляет определенные хлопоты. Моя задача – выстроить для него доступную среду, в том числе и внутри коллектива, чтобы его принимали.
Обучаться новому
– Первый особенный ребенок за 40 лет учительства. Вам трудно было привыкнуть к тактике ведения уроков, которые должны были стать инклюзивными?
– Сначала у меня была паника! Потому что мне еще не приходилось обучать таких детей. А ребенок уже приходит в мой класс, и я должна его встретить с наработанными методиками. Пригласила его с мамой на встречу заблаговременно, чтобы познакомиться. Потом прочла массу специализированной литературы, искала для него индивидуальные задания. Получив знания, тем самым успокоила себя. А теперь он стал мне родным, мы очень сблизились к концу четвертого года обучения.
Труднее было настроить класс, потому что другим детям предстояло объяснить, кто этот ребенок и почему он будет с нами учиться. Детки стали ему во многом помогать, относятся к нему лояльно. Ведь это тоже про воспитание личности.
– Инклюзивное образование не всегда адекватно воспринимается родительским сообществом. Как это было в вашем классе?
– Это в самом деле очень острый вопрос, потому что дети с аутизмом требуют больше педагогического внимания, с ними обстановка на уроке может быть разной. К примеру, мой ученик может громко закричать, это может отразиться на дисциплине в классе, повлиять на концентрацию внимания ребят. Но мама нашего мальчика молодец, она нашла общий язык с другими родителями; со своей стороны – как опытный педагог – все же могу управлять обстановкой в классе. Мы смогли предотвратить возможные конфликты на этой почве, правильно настроив учебный процесс.
Не должно раздражать
– Как должен выглядеть идеальный урок?
– Это интерактивный урок с интересными заданиями, игровыми элементами. Ты не можешь просто стоять у доски и монотонно что-то говорить.
– Сейчас всяческими способами стараются повысить престиж профессии учителя. Почему это важно?
– Так как работаю очень давно, то еще застала то время, когда отношение к учителю было более уважительное – и со стороны детей, и со стороны родителей. А сегодня статус педагога понизился. Раньше замечания, которые ты делал кому-то из учеников, даже не подвергались обсуждению. Была отдача от родителей, а теперь многим может не понравиться то, что ты ругаешь их ребенка. Конечно, не всем – все же есть родители, которые активно с нами работают, во всем поддерживают, но вот первых гораздо больше стало. Поэтому поддерживаю управленцев от образования, которые активно занялись тем, чтобы повысить престиж профессии и социальный статус педагога. В школу должна идти молодежь. Однако, думаю, что это зависит не только от чиновников, но и от уровня культуры поведения в обществе.
– Из чего для вас складывается любовь к работе учителя?
– Это любовь к детям. В этой профессии не место тем, кто не считает ее своим призванием. Если ты не посвящаешь себя учительству целиком, скорее всего, такая работа ни к чему толковому не приведет. И еще ты должен обладать багажом знаний, потому что их ты будешь передавать детям.