Найти тему
24,3K подписчиков

В Новосибирске мама ребенка с аутизмом добилась устройства ребенка в обычную школу

25K прочитали

Мама ребенка с аутизмом добилась устройства своего сына в обычную школу в Новосибирске. Сейчас ребенок учится в 8 классе вместе с другими детьми.

В Новосибирске мама ребенка с аутизмом добилась устройства ребенка в обычную школу.

Светлане Артемовой одной из первых удалось добиться того, чтобы ее ребенок обучался в обычной школе вместе с другими детьми.

– Моего сына зовут Андрей. Сейчас ему 16 лет. У него аутизм. И он учится в обычной школе, в восьмом классе. Но мне пришлось приложить немало труда, чтобы он получал образование наряду с обычными детьми. Проблемы появились в раннем возрасте. Я заметила их, когда сыну был год с небольшим. Мне казалось странным его поведение. Он, как все дети, начинал говорить – сначала слоги, потом первые слова, а через какое-то время прекращал. Два-три месяца не говорил вообще и снова начинал. Он произносил «мама», но не смотрел на меня, не обращался ко мне, было видно, что он не понимает: мама – это я, конкретный человек. Не соотносил объект со словом. Конечно, меня это очень расстраивало. Пугало. Но окружающие говорили мне: «Подождем». Меня также настораживало поведение Андрея. Он любил однообразную деятельность. К примеру, на детской площадке из всевозможных развлечений выбирал качели, – рассказала Светлана.

Как сообщает «Сиб.фм», в детском саду родителям Андрея логопед сообщила, что у ребенка проблемы с развитием и посоветовала обратиться к психологу. На постановку окончательного диагноза ушло достаточно много времени: женщина обращалась ко многим специалистам, пока один из логопедов не сообщил, что у мальчика аутизм.

До школы мама сама занималась с ребенком, применяя различные практики, к 8 годам он умел читать, считать до 10. Специалисты отмечали, что мальчику не нужен коррекционный класс, и лучше пойти в обычную школу.

В 2017 году родители детей с аутизмом в Новосибирске объединились, чтобы открыть два первых ресурсных класса. АНО «Диада+1» открыла его в школе «Перспектива», АНО «Атмосфера» – в гимназии «Горностай». В 2018 году начали работу классы в школе № 82 (АНО «Ресурс») и в школе № 4 Бердска (АНО «Рассвет»).

– Андрей пошел учиться в школу по месту жительства, больше идти было некуда. Общеобразовательные школы тогда почти не сталкивались с детьми с аутизмом. Когда я пошла подавать документы на прием в школу, у меня их сначала не приняли. Я показала директору заключение психолого-медико-педагогической комиссии. В нем было написано: индивидуальное обучение по основным предметам и обучение с классом – по второстепенным предметам. И директор сказала: «Я обязана вас взять, но я предупреждаю, что мы не понимаем, как учить таких детей, мы не знаем, что с ними делать. У нас нет специалистов». Я пошла знакомиться с будущей учительницей моего Андрея, ее зовут Анна Юрьевна. Рассказала ей, что у него аутизм, что он может в определенных ситуациях вести себя немного странно, его поведение отличается от поведения других детей, – пояснила сибирячка.

По словам женщины, первое время в новой обстановке ребенок не мог применять ранее приобретенные навыки, он не воспринимал фронтальную инструкцию. Мама ребенка в течение всего первого класса ходила на занятия вместе с ним. Администрация школы уговаривала забрать ребенка на домашнее обучение, но мама Андрея не согласилась с таким вариантом, так как для ребенка очень важна социализация.

– С моей помощью постепенно Андрей привык учиться в классе, начал понимать, что на уроке нужно сидеть спокойно, до звонка нельзя вставать из-за парты и выходить, нужно выполнять задание учителя. У него сформировались навыки учебного поведения. Далее я добилась проведения с ним индивидуальных занятий. Мы пошли вместе с учительницей к завучу и убеждали ее. Мне пришлось буквально на листочке чертить схему, как Андрей будет со всеми ребятами ходить, например, на физкультуру, музыку, окружающий мир, а индивидуально учиться русскому языку и математике. С огромным трудом мне удалось убедить администрацию школы, чтобы нам разрешили такой формат обучения. Помню, вышли мы из кабинета завуча, учительница посмотрела на меня восхищенными глазами и сказала: «Светлана Анатольевна, ну, вы даете! Я не думала, что вы пробьете эту стену!», – рассказывает Светлана.

Женщина поняла, что нужно объединиться с другими родителями, оказавшимися в похожей ситуации, чтобы можно было эффективно отстаивать свои права. Так появилась организация «Спектр».

– Я поняла, что нужно создавать родительскую общественную организацию. До этого жила как будто в розовых очках. Совершенно не ожидала, что столкнусь с таким серьезным противодействием со стороны школьной администрации. Я поняла, что нужно менять систему, а для этого нужно объединяться с другими родителями. Ассоциация «Спектр» была зарегистрирована в октябре 2017 года, – говорит сибирячка.

После 4 класса Андрея вновь попытались выгнать из школы. Семья прошла необходимые комиссии и доказала, что ребенок может обучаться в обычной школе. Сейчас подросток учится в 8 классе. В школе ему помогал тьютор, но недавно она уволилась. С домашними заданиями ему помогает мама.

Всего в Новосибирске – около 2 тыс. детей с аутизмом в возрасте до 18 лет. Открыто 18 ресурсных классов в обычных школах (в них учатся более 100 детей) и три ресурсных группы в детских садах (их посещают около 30 малышей). Все они появились по инициативе родителей.

– Ни в коем случае нельзя говорить, что кому-то нужно инклюзивное образование, а кому-то нет. Я убеждена: инклюзивное образование – это отличительная черта современного, прогрессивного общества. Любой ребенок сможет обучаться в общеобразовательной школе, если создать для этого специальные условия, – резюмировала Светлана.

Ранее «Прецедент» писал, что в Новосибирске прокуратура накрыла нелегальную точку продажи бензина. В Новосибирской области мужчина предстанет перед судом за убийство заключенного в колонии. В Новосибирске могут снести скандальную снегоплавильную станцию на улице Федосеева.

Максим ЩЕГОЛЬКОВ