Как часто вы позволяете себе просто «быть»?
Что-то мне подсказывает, что большинство из тех, кто читает в настоящий момент этот текст, ничего подобного себе не позволяют.
Для того, чтобы выживать, нам нужно быть эффективными и успешными.
Для того, чтобы быть эффективными и успешными важно не упустить ни малейшей возможности и ни единого шанса.
Для того, чтобы ничего не упустить – нам нужно постоянно быть в тонусе, а для этого ни на секунду не быть слабыми.
Чтобы не быть слабыми, нам необходимо не поддаваться «слабостям» - тревогам, страхам, стыду – всему тому, что может помешать нам быть в тонусе и быть эффективными.
А для реализации всего этого что необходимо? Правильно! Всегда быть активными. Делать.
Чтобы быть эффективным и ничего не упускать – делать. Чтобы быть в тонусе – делать. Чтобы избежать тормозящих и отвлекающих нас переживаний – делать, делать и делать.
И вот мы уже в замкнутом кругу бесконечного функционирования.
Только бы не оказаться в бездействии, которое в понимании большинства равно пассивности. А пассивным быть стыдно и небезопасно.
Вот маленький ребенок. Какая мама в настоящее время позволит себе просто быть рядом с ним? Когда столько дел – приготовить, убрать, сбегать в магазин. Минута свободная – телефон и соцсети. Ребенок взрослеет, и к процессу воспитания присоединяются и другие значимые взрослые:
- Чего лежишь? Лучше бы уроки сделал.
- Ну, чего расселся? Вокруг него бардак, а он сидит. Лучше бы порядок навел.
- Чего ты ворон считаешь? У нас сейчас, между прочим, урок истории.
Кто-то хоть раз объяснил - а чем, собственно говоря, лучше читать, делать уроки, убираться, чем просто сидеть и смотреть в потолок? Всему в жизни ребенка должно быть отведено свое время – и просто действию, и бездействию.
Однако, занятый ребенок – удобен. Он требует меньше затрат ресурсов в виде внимания и контроля, а эффективным и успешным ребенком можно гордиться.
Сами родители бегут от своих тревог и переживаний. Если ребенок не бежит за ними, то с ним нужно что-то делать, как-то с ним обходиться, а на это нет ни времени, ни сил. С помощью самых проверенных способов манипулирования – чувств вины и стыда – его приучают быть удобным, функциональным и эффективным, приучают хотеть то, что нужно, и делать то, что положено.
Поэтому мы вырастаем с четким пониманием, что ничего не делать – это стыдно и недостойно, а быть эффективным и работоспособным – правильно, хорошо и перспективно, что в любом нашем занятии должна быть цель и польза.
В нас закладывается убеждение: если я не функционирую – меня не видно, если меня не видно - то меня нет. Поэтому даже имитация бурной деятельности сгодится, лишь бы хоть как-то шевелиться, чтобы чувствовать себя живым.
А, если уж, не дай Бог, по какой-то причине мы оказываемся без дела, то и такой перерыв необходимо обязательно провести с пользой: если отпуск – то экскурсии, если медитация – то чтобы расслабиться или уснуть, если заболел – можно использовать время, чтобы, наконец, почитать или посмотреть то, на что обычно не хватает времени и так далее.
В результате, мы все ждем какого-то особенного дня, когда наконец-то сможем просто жить. Ждем, что когда-нибудь наступит время, когда можно будет ничего не делать. Но когда это «когда-нибудь» наступает, то мы уже не умеем просто быть, мы так и остаемся функцией.
Продолжение следует ⏩⏩
© Юлия Ивлева
#недеяние #разочарование #усталость #воспитание #страх #тревога #поддержка #принятие