Виноградное вино – один из наиболее популярных напитков у многочисленных народов Средиземноморья, Среднего Востока, Кавказа и Средней Азии. Скорее всего, первое вино возникло случайно, когда собранный урожай оказался слишком большим, и ягоды в жару начали бродить. Полноценно виноделие начинает развиваться с появлением достаточно больших глиняных емкостей, и, таким образом, виноделие и гончарное ремесло тесно взаимосвязаны.
Едва ли мы можем узнать, каким вкусом и ароматом обладало вино, которое пили наши далекие предки. Однако посуда, которая использовалась для питья вина, позволяет реконструировать обстановку застолий и особенности связанных с вином традиций.
Вино на Северном Кавказе
Территория Северного Кавказа в VI–IV веках до н.э. представляла собой периферию античного мира, где проживали племена, известные в греческих источниках под собирательным названием меоты. В материальной культуре и искусстве меотов прослеживается целый комплекс различных внешних влияний: в искусстве – элементы скифского звериного стиля, в социальной атрибутике – воздействие Ахеменидского Ирана, в бытовой культуре – греческие черты.
Одним из примеров драгоценной столовой утвари, которая могла присутствовать на пирах меотской знати, служит золотой сосуд в форме рога, завершающегося скульптурным изображением головы хищника. Предмет повторяет форму ритонов – пиршественных сосудов, популярных в Ахеменидском Иране (VI–IV вв. до н.э.). Прототипом же этой формы послужили рога крупных животных, традиция питья из которых сохранилась на Кавказе вплоть до наших дней.
Тем не менее, пить из ритонов довольно неудобно, поскольку ритон, по сути, представляет собой воронку: вино наливается сверху и выливается через нижнее отверстие, если его не закрыть пальцем. Предполагается, что из ритонов пили лишь в исключительных случаях, и чаще они служили для разливания вина в широкие чаши фиалы, из которых пирующие и пили. Одна из таких фиал была найдена на территории Адыгеи.
На винные традиции Северного Кавказа также оказали большое влияние греки. Вино для греков в античное время было составной частью ежедневного рациона и важным компонентом многочисленных ритуалов. Любое застолье древности было ещё и инструментом демонстрации социального положения – одним из проявлений статуса пирующих являлась посуда, украшавшая стол.
Греческая колонизация Причерноморья сопровождалось огромным культурным влиянием на местное население и их соседей. Одним из проявлений этого влияния стала мода на греческую керамику, которая, судя по всему, была достаточно дорогой и редкой. Местные керамисты стали делать столовую посуду, подражая греческим образцам.
Северный Кавказ с глубокой древности был регионом, через который проходили различные народы – в том числе кочевые – привнося свои художественные традиции. Например, традицию изготовления керамических сосудов, украшенных зооморфными ручками, хорошо знакомую иранским народам в древности и раннем средневековье. Несмотря на условный схематизм лепки, в изображениях на ручках можно распознать медведей, кабанов, баранов. Считалось, что подобные ручки служили оберегами для содержимого сосуда.
Вино в Средней Азии
Средняя Азия издревле входила в ареал, где занимались выращиванием винограда и изготовлением виноградного вина. В доисламские времена виноделие в Средней Азии было очень широко развито, о чём свидетельствуют письменные источники парфянского времени (II-I вв. до н.э.). Так, на городище Старая Ниса (Туркмения) было обнаружено большое количество записей о деятельности винохранилища, расположенного на территории храма. Однако в истории виноделия и винопития Средней Азии Старую Нису прославили не многочисленные хозяйственные надписи, касающиеся вина, а так называемые нисийские ритоны. Скорее всего, эти ритоны служили дорогой посудой на коллективных ритуальных трапезах.
В горах далёкой Ферганы, известной в китайских источниках как княжество Давань, археологи раскопали небольшую сельскую усадьбу – Кайрагач, которая существовала в IV–V вв. н.э. Помимо антропоморфных идолов, на территории поселения была найдена уникальная керамика.
Так, данный двухсосковый ритон, имитирующий форму фляги, сделанной в виде кольца, практически не имеет аналогий в Средней Азии. Наличие двух сливных отверстий объясняется использованием такого сосуда в определенных ритуалах, когда вино выливалось из двух отверстий одновременно в две подставленные чаши. Выпивая вино, участники ритуала приходили к определенному соглашению. Это мог быть ритуал побратимства, заключение какого-либо договора или союза.
Предполагается, что часть местного вина вместе с ферганскими конями поступала в далёкий Китай.
У согдийцев – другого народа Средней Азии – также была налажена торговая связь с Китаем, что повлияло на появление необычной посуды для вина. В Согде были распространены небольшие округлые сосуды с носиками, сделанными в виде головок животных и птиц. В Согде были распространены небольшие округлые сосуды с носиками, сделанными в виде головок животных и птиц. Как правило, их называют чайниками, хотя к чаю они никакого отношения иметь не могли, за неимением в то время самого чая. В Китае, откуда эта форма пришла в Согд, из таких «чайников» пили цветочное вино.
Ислам и вино
В конце VII века в Среднюю Азию вторглись арабы, которые принесли с собой ислам. Новая религия стала фактором, обусловившим последующий этап развития культуры Средней Азии, которая, в конечном итоге, стала своеобразной частью общей художественной традиции мусульманского мира, простиравшегося от Пиренейского полуострова на западе до Северной Индии на востоке.
Среди многочисленных изменений, происходивших в культуре и искусстве народов, оказавшихся в ареале распространения ислама, был запрет на употребление алкоголя. В действительности данный запрет вводился постепенно и не соблюдался так строго, как, например, запрет на поедание свинины. И, хотя правоверные мусульмане сами не занимались изготовлением вина, они разрешали христианам и иудеям, в большом количестве оставшимся жить в пределах арабо-мусульманского мира, продолжать делать вино и торговать им.
Помимо идеологии, оказавшей прямое воздействие на культуру мусульманского мира, не последнюю роль в происходящих изменениях сыграли и новые гончарные техники, получившие распространение в это время. Керамическую посуду все чаще стал покрывать тонкий слой глазури, что давало возможность украшать ее росписью: благодаря глазури узоры на изделиях сохранялись вне зависимости от внешних воздействий. Глазурованная керамика в полной мере отражает особенности мусульманского искусства, в котором орнаментация преобладает над изобразительностью, а каллиграфически выписанное слово становится органичной частью декора.
Вино в Грузии
Грузины считают, что именно их родина является регионом с самой древней винодельческой традицией в мире. Вино для грузина – не просто напиток, но и часть его духовной культуры. Любые праздники, религиозные обряды, обычаи гостеприимства не обходятся без вина. Виноградную лозу воспевают в грузинских сказаниях, песнях и легендах. Согласно одной из них, крестившая Грузию Св. Нино поставила здесь первый крест из виноградной лозы.
Каждый район Грузии имел свои традиции виноделия и винопития, но необыкновенная атмосфера грузинского застолья, напоминающая традиционный ритуал, была общей для всех. Специально для вина ремесленники изготавливали разнообразные по назначению сосуды. Например, сложные скульптурные марани предназначались для заздравных тостов. Каждая из маленьких емкостей соединяется трубочкой с общим кольцевым каналом, имеющим слив в форме головы барана или оленя. Через этот слив и пили вино, передавая сосуд из рук в руки желающим произнести заздравный тост. Подобное действо с участием марани придавало застолью особый дружественный тон .
Разные формы сосудов для питья вина соответствовали определенным моментам пиршества. Например, начинали пить из маленьких индивидуальных кувшинчиков чинчила, в разгар застолья провозглашающий тост осушал до дна наполненный вином рог кханци.
Еще один необычный предмет для питья вина – сосуд каркара, отличающийся необычной формой горла. Когда вино выливают в чашу и оно льется по витым трубочкам внутри горла сосуда, рождается мелодичный звук, напоминающий воркование голубя. Говорят, что кувшин «поет». Возможно, своей причудливой формой этот сосуд обязан тыкве, срезанный стебель которой, высыхая, изящно перекручивается.
За грузинским столом пьют неразбавленное вино и никуда не спешат. Размеренный ритм трапезы определён чинным порядком произнесения длинных торжественных тостов, за соблюдением которого следит тамада, руководящий застольем. Так как традиция управления застольем долгое время существовала только в Грузии, слово тамада перешло и в русский язык. Тост – это особый жанр, который принципиально невозможен без вина. Человек, говорящий тост, выражает в изящной, остроумной и поэтичной форме понятия, важные для этического кодекса грузин.
Представленные на фото экспонаты являются частью коллекции Государственного музея Востока.
Читайте больше о вине на Востоке в книге «Чай. Вино. Поэзия» (каталог одноимённой выставки, 2015 год) в нашей электронной библиотеке Ars Asiatica: https://library.orientmuseum.ru/book.php?id=173.
Музей Востока, 2023