В современных автомобилях исправная тормозная система не просто повышает безопасность на дороге и сохраняет жизни, это также помощь в управлении автомобилем на сложных участках дорог и при маневрировании на большой скорости. В основном на эффективность торможения влияют качество и состояние тормозных колодок, дисков и тормозной жидкости, которые относятся к расходным материалам.
Для того чтобы тормоза не подводили и служили дольше следует правильно обслуживать тормозную систему и вовремя производить замену изношенных деталей.
Срок службы тормозных дисков, колодок и тормозной жидкости
Тормозные колодки подвергаются большим нагрузкам, поэтому их меняют чаще, чем остальные детали тормозной системы. Срок службы колодок зависит от качества самих деталей, стиля вождения и условий эксплуатации. Передние колодки подвержены большему износу, поэтому средний срок их службы составляет 15-30 тыс. км. пробега. Задние — меняют после износа каждого второго или третьего комплекта передних.
Тормозные диски более долговечны, на большинстве современных авто рекомендуемая частота замены — 60-80 тыс. км пробега или после износа 2-3 комплекта колодок. Допустимый износ тормозных дисков прописывает производитель, которая чаще всего нанесена на рабочую поверхность детали. Следует отметить, что тормозные диски рекомендуется менять в комплекте с колодками, поскольку на практике эксплуатируемые фрикционные накладки могут повлиять на качество торможения или испортить новый диск, подвергнув его неравномерному износу.
Тормозная жидкость также подлежит замене, и в зависимости от рекомендаций автопроизводителя, межсервисный интервал может составлять раз в 2-3 года, или при изменении цвета жидкости. Важно доливать тормозную жидкость того же стандарта, который был изначально.
Признаки неисправности или износа тормозных дисков и колодок
Визуально можно определить степень износа тормозных дисков и колодок: у колодок остаточная глубина фрикционных накладок должна составлять не менее 3 мм; у дисков износ должен быть не более 2-3 мм от изначальной толщины. Точные данные можно определить в автосервисе или на деталях, в которых изначально были индикаторы износа.
Косвенными признаками ухудшения состояния колодок могут быть:
- снижение курсовой устойчивости при торможении;
- сигнал датчика бортового компьютера;
- увеличение свободного хода педали и её вибрации при торможении;
- появление скрежета, скрипа, биения;
- снижение уровня тормозной жидкости;
- образование темного налета на рабочей поверхности диска.
Рекомендуется менять колодки до появления явных признаков износа, так можно избежать дорогостоящего ремонта и аварийных ситуаций на дороге.
Тормозные диски истираются намного медленнее колодок. Допустимый износ для большинства дисков не должен превышать 1,5 мм.
Признаками износа тормозных дисков могут служить следующие симптомы, которые чаще все проявляются во время торможения:
- рывки;
- снижение эффективности;
- вибрации;
- увеличение свободного хода педали.
В некоторых случаях тормозные диски можно не менять, а восстановить эффективность с помощью проточки. Такая услуга поможет значительно сэкономить, но точно определить возможно ли ее исполнение может только работник автосервиса.
Рекомендации по обслуживанию тормозной системы
Щадящий режим эксплуатации автомобиля поможет сократить оказываемый износ на детали тормозной системы. Рекомендуется соблюдать межсервисный интервал и производить своевременную замену расходников.
Использовать детали проверенных производителей и избегать подделок, обращаясь в официальные магазины или к надежным дилерам.
Осуществлять замену колодок попарно по осям.
При посещении автосервиса проверять другие детали тормозной системы, осуществлять профилактику суппортов.
Осуществлять обкатку новых тормозов, это помогает повысить их эффективность и продлить срок службы.