Российский президент выбрал человека, которому поручена историческая миссия – осуществить денонсацию участия России в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе. Им стал замглавы МИД Сергей Рябков. За более чем 30 лет с подписания этого договора Запад так и не удосужился приступить к реализации его положений. Россия, в свою очередь, еще 16 лет назад осознала бесперспективность соблюдения навязанных ей ограничений и тоже перестала их соблюдать. Настало время поставить официальную точку в этой глобальной международной афере.
ДОВСЕ на момент рождения был инициативой сугубо мирной и полезной, потому что в 80-е годы СССР и США достигли пика своего военного могущества и не раз побывали на самой грани начала Третьей мировой войны. Но потом вроде бы помирились и решили скрепить это обоюдным сокращением вооружений, как стратегических, так и обычных. Загвоздка была в том, как считать количество автоматов, танков, самолетов и прочего военного добра и тут Запад не стал изменять своей привычке обманывать собеседника при каждом удобном случае.
Договор неслучайно поспешили заключить именно с СССР, который распался через считанные месяцы. И вдруг выяснилось, что военные силы на территориях бывших республик теперь «бесхозные», они не относятся к силам НАТО, притом, что власти этих новоиспеченных государств всеми силами лезут в альянс. А еще тут максимально быстро приняли туда страны Восточной Европы, чья военная мощь тоже не учитывается договором. Россия пыталась протестовать, теперь её силы втрое уступали совокупным силам НАТО после его расширения на восток, но кто же будет слушать проигравших, как тогда рассуждали на Западе?
В 1999 году в надежде на дружбу с западным миром Россия ратифицировала и начала исполнять обновленный вариант договора, сократила свои вооруженные силы. А вот НАТО – нет, напротив, альянс продолжил расширение. В 2007 году Москва наложила мораторий на исполнение ДОВСЕ и вновь начала ковать основу своей обороны. Как показала дальнейшая история, решение было верное, даже немного запоздалое. С другой стороны, предельно миролюбивое поведение российских властей успокоило руководство НАТО и дало возможность выиграть время, необходимое для восстановления обороноспособности. В этом и заключается искусство дипломатии – заключать и расторгать договоры с выгодой для себя, оставаясь честными по отношению к остальным участникам процесса.