Почему мы едим, когда нервничаем
Реагируя на стрессовую ситуацию, многие стараются заесть неприятности сладким или жирным. Это компульсивное переедание, которое приводит к чувству вины и даже отвращению к себе.
Счастье есть
Еда — важная жизненная потребность. А ее удовлетворение связано с удовольствием. В отличие от людей, у которых нет расстройства пищевого поведения, человек, страдающий компульсивным перееданием, считает еду единственной потребностью, которую он в состоянии удовлетворить.
Причины такого отношения с едой формируются в детстве. Не разбираясь в причинах беспокойства и недовольства малыша, мама старается его накормить, руководствуясь стереотипом: сытый ребенок — спокойный ребенок.
Если родители не проявляют достаточно внимания к желаниям малыша или игнорируют их, подрастающему человечку трудно определить, что же он хочет на самом деле: играть, петь, гулять, есть или пить.
Иногда едой манипулируют. Детей постарше могут отлучить от сладкого и вкусного за провинность. И уменьшить объем пищи, если родители решили, что ребенок набрал слишком большой вес.
Гормоны и привычки
Взрослого человека к холодильнику гонит гормон стесса — кортизол и гормоны счастья — серотонин, дофамин, окситоцин и эндорфин. Когда в организм получает утешительное ведерко шоколадного мороженого, в игру вступают гормоны счастья, а гормон стресса гасится. И человек, пусть и испытывает неприятные последствия переедания, но успокаивается.
На возникновение привычки заедать неприятности влияют социокультурные и семейные традиции. Это чаепитие с плюшками у бабушки, например. Или рабочий коллектив, в котором принято обстоятельно обедать, чтобы было первое, второе, третье и компот. А еще и булочка.
Биологический механизм переедания
В трудные времена, когда все идет идет не так или нам угрожает опасность, активизируется древняя программа «бей или беги». То и другое трудно делать с переполненным желудком. Поэтому пищеварительный тракт в ускоренном режиме избавляется от пищи. Усиление работы ЖКТ мозг может воспринять как чувство голода. И вот мы, после напряженного разговора с начальником, направляемся в буфет.
Надо отметить, что стресс не делает нас разборчивыми. Мы заглатываем все сразу —чипсы, шоколадку и булочку, чтобы утолить мнимый голод и немного успокоиться.
Для компульсивного переедания подходят утверждения:
• могу есть без остановки;
• ем, когда не испытываю голод;
• быстро поедаю большие порции, практически не пережевывая;
• каждый раз, когда съем лишнее, чувствую вину;
• каждый день обещаю себе перейти на здоровое питание и диету;
• боль в желудке не останавливает от переедания;
• чтобы справиться с проблемами ЖКТ, регулярно использую слабительное.
Если узнали себя и не можете справиться с перееданием самостоятельно, пора обратиться за помощью к психологу. Специалист установит причины пищевого расстройства и купирует их, чтобы жизнь опять заиграла яркими красками, а еда перестала быть единственным источником удовольствия.
Как подружиться с едой
Излишне демонизировать еду, конечно, не стоит. Семейные встречи, вечеринки, праздники и свидания проходят за накрытым столом — дома или в ресторане. И это не случайно. Еда насыщает, приносит удовольствие и действует умиротворяюще. А вкусные десерты поднимают настроение.
Как мы уже выяснили, любить еду мы научились еще в детстве, когда мама кормила нас грудью, и мы засыпали. Таким образом, еда прочно связана с материнской лаской, заботой, теплом и безопасностью.
Однако взрослые люди должны различать свои потребности и прислушиваясь к ощущениям организма. Бывает, что для хорошего самочувствие нужна не еда, а стакан чистой воды или прогулка быстрым шагом. Каждый раз, при желании выпить чая с конфетами, надо спросить себя: что я хочу на самом деле? И если найти правильный ответ и удовлетворить потребность, сладкое уже не понадобится.
Дополнительную мотивацию для борьбы со сладкими перекусами может дать ЗОЖное мышление. Каждый раз, поедая сладкое и жирное, мы обрекаем себя на скачки глюкозы в крови и нагружаем печень. Помимо лишнего веса расстройство пищевого поведения чревато диабетом. А это совсем не шутки!
Если приступы нервного обжорства все же сильнее или вы живете с этой напастью долгие годы, пора заняться психотерапией. Специалист деликатно разберет вашу историю, поведенческие паттерны и психотравмы. И напомнит, что мы едим, чтобы жить, а не наоборот.
Я, Виктория Николаева, психолог, регрессолог, подписывайтесь!
Контакты для связи:
https://t.me/psynikolaeva
https://www.instagram.com/nikolaevav_psy/