Этот рассказ посвящаю всем бабушкам на свете. Добрым, заботливым, которые пахнут пирогами и душистыми травами. Когда я была маленькой, часто ходила со своей бабушкой в гости к её подружкам или старшим родственницам. Я внимательно рассматривала фотографии, развешенные на стенах, накидушки на подушках, расшитые нарядными цветами, домотканые половики.
Там, где я родилась, на Вологодчине, особый окающий говорок со своими диалектами. И хотя я уже почти 10 лет живу в другом регионе, родная народная речь не выходит у меня из головы. Крепко сидит, как корень дерева в земле. Наверное, это корень родового древа.
Помню, я часто ходила в гости к бабушкиным тётушкам: прабабушке Анне и прабабушке Юле. Бабушку Юлю я помню очень хорошо, она всю жизнь посвятила детям и внукам. Бог забрал её в возрасте 92 лет 8 июля, в День семьи любви и верности. А вот воспоминания о бабушке Анне похожи скорее на сон. Почему-то в детстве я не боялась старых-престарых бабушек, мне с ними было уютно и комфортно. Они были похожи на мудрых птиц с большими крыльями. Наверное, поэтому, когда я выросла, написала этот рассказ. Буду рада, если вы его прочитаете и оставите в комментариях свои впечатления. Как вам вологодский говорок?
"Прабабушка"
Пришла как-то Алёнка в гости к прабабушке. Зашла к ней в избу. Смотрит, в избе печка стоит. На печке котейка спит. У окошка бабушка сидит.
Алёнка спрашивает:
–Бабуля, а почему у тебя волосы белые?
–Седые, внученька, – ответила бабушка.
–А почему седые?
–Старенькая, давно на свете живу.
–А почему руки чёрные?
–Работала много.
–А как работала?
–Траву косила. Сено загребала.
–Зачем траву косила – сено загребала?
–Для коровы.
–Зачем корове сено?
–Сеном зимой корову кормят.
Смотрит Алёнка: к бабушке котик с печки пришёл - ластится.
–Что шоркаешься, плут? Давеча напокась сделал: рыбу у меня утащил. Лежит в миске суп с мясом, так не надо ись. Глико, забусело всё, – пожурила бабушка кота.
А кот все ластится к бабушке, подпрыгивает, в глаза к ней заглядывает.
–Ну, обожди-обожди маленько, – сжалилась бабушка над котом и налила ему в миску молока.
Котик вылакал молоко. Забрался к бабушке на колени и песню запел.
–Бабушка, а о чём котик песенку поёт?
–Это он спасибо говорит.
–А как кота зовут?
–Серко зовут. Глико, серый какой, небаской.
–Как это небаской?
–Некрасивый, значит. У моей Мурки лонисе пять котят народилось: два пёстрых, два рыжих да серый один. Дивьяще четырёх соседи разобрали, а этот у меня остался. Никому не приглянулся. А ничего котик, ловливый. То мышку принесет, то лягушку. То крота оновдасе притащил. Дескать, погляди, хозяйка. Не зря я свой хлеб ем.
Старушка рассказывала мудрёно, но Алёнке нравилось её слушать. Бабушкина речь журчала как ручей, звенящий мелкими камушками.
–Бабуль, а кто все эти дети? – спросила правнучка, разглядывая фотографии, висевшие на стене.
–Это я маленькая, это моя дочка – твоя бабушка Татьяна. Это моя внучка – твоя мама Анна. А это ты, голубушка – правнучка моя.
-Как матрёшки, - засмеялась Алёнка. – Бабушка, неужели ты тоже была девочкой? - всплеснула руками правнучка.
– Все когда-то были детьми, - задумалась старушка.
Посмотрела Алёнка на выцветшую фотографию и удивилась: глаза-то у прабабушки совсем не изменились. Они были такими же добрыми и умными, как много-много лет назад.