Вернулась я в работу после этих праздников бесконечных, и вот что мне хочется сказать: рисковое это дело – смотреть советскую классику после современных отечественных фильмов. За выходные Дзен чуть не потерял одного из обзорщиков киношлака.
Началось всё с «Подвига разведчика», который я почти уже забыла. Села смотреть – и втянулась. Очнулась, когда домывала посуду. Знаете, у советской классики есть побочный эффект: после ее просмотра хочется сразу 50 литров молока с одной коровы надоить и гектар вспахать на тракторе.
Какой же замечательный это фильм, товарищи! Снят, страшно подумать, в 1947 году, через 2 года после войны, но вы посмотрите на его качество. Каждое слово слышно, каждый жест виден, эмоции такие сильные, что на выкрике: «Встать!» я подскочила, как ошпаренная.
В фильме нет 10 сценаристов и 15 продюсеров, но авторы как-то справились. И 90 миллионов бюджета не понадобилось на продвижение.
Как можно снять блокбастер без Петрова, Козловского, спецэффектов, рекламы в Сбербанке и на Госуслугах, привлечения президента в качестве эксперта? И так снять, что спустя 56 лет его все ещё интересно будет смотреть.
Может, надо брать интересные случаи из жизни, реальных героев, изучать их биографию? Ведь Николай Иванович Кузнецов, ставший одним из прототипов Алексея Федотова, был действительно легендарным человеком и погиб как герой.
Крестьянский самородок, изучивший в Талицком лесном техникуме немецкий язык на таком уровне, что немцы в ориентировке специально отметили это, указав, что разведчик владеет 6 диалектами немецкого (это не считая языков коми, польского, украинского и эсперанто), с самого начала войны был внедрен к немцам, где за два года ликвидировал 11 генералов и высокопоставленных чиновников. Один Кузнецов нанес столько урона армии Гитлера, сколько не могла нанести целая дивизия.
Как же нелегко было после этого черно-белого фильма вернуться в грустную цветную реальность и "обзирать" умственно отсталую современность.
Невольно помог вылечиться следующий же фильм про разведчиков, который был снят по книге Ю. Дольда-Михайлика «И один в поле воин».
Если кто не читал эту книгу, почитайте обязательно. Да, она во многом наивная, где-то вплоть до детского взгляда на жизнь, но читать ее будет интересно до самого конца. Знаменитый агент 007 просто курит в углу по сравнению с главным героем лейтенантом Гончаренко. А он там не один. Отрицательные герои этой книги стоят собственного фильма каждый. Там и партизаны, и агенты гестапо, и колоритные женские персонажи, в которых автор воплотил черты реальных людей той эпохи.
И как же тяжело было смотреть снятый по этой книге фильм «Вдали от Родины» от 1960 года, где режиссер Алексей Швачко словно специально собрал все недостатки современных фильмов.
Тут тебе и актрисы малого театра, наговаривающие текст в камеру с одной и той же интонацией; и глухой звукооператор, из-за которого половину текста вы не слышите, а вторую половину составляет визг; и какой-то невнятный сюжет, где вырезано большинство активных сцен со стрельбой, интригой и погоней, зато оставлены длинные разговоры ни о чем.
Каст актеров соответствующий. Вот вам "истинный ариец" Михаил Козаков в роли гауптмана Заугеля.
И таких "арийцев" там каждый второй гауптман. Если не каждый первый.
Но этого оказалось мало! Они вставили песни! Хотя фильму недоставало ещё одной серии, чтобы вместить все необходимые для его понимания сюжетные ходы.
Главного героя тоже неудачно взяли. Да, Вадим Медведев красивый, но выглядит на 40 лет, а в книге ему было 30. Лору, его 25-летнюю «невесту», тоже играла 30-летняя актриса. В книге разницу между персонажами усиливали военная выправка Гольдринга, точеный профиль и стройная фигура – в отличие от рыхлой, тупой и вялой Лорхен. В фильме же они оба выглядят как моржи на пляже)).
Не знаю, что там случилось за 13 лет (с 1947 по 1960 годы), но было ощущение, что этот фильм снимал Данила Козловский со всеми своими дефектами дикции и Лорен Хиссрих с ее методом подбора актеров.
Эх, не видать мне пенсии, придется вкалывать, как и раньше)).
***
В который раз говорю: надо нам учить и воспитывать нашу молодежь – на примерах патриотизма предков, на родном материале, на рассказах о дедушках и бабушках. А то вырастут сплошные Коли из Уренгоя...
Всяк кулик свое издательство хвалит)).