Когда я была совсем-совсем молоденькая и в необозримой перспективе еще собиралась замуж, я точно знала: я не буду менять фамилию. Я останусь на своей. Это вот главное и неоспоримое условие моего брака. Хотя самая простая у меня фамилия... Вот проще некуда. И никаких созвучий с типа там "Ланская" - не, и не пахнет. Вот вспомнилось вдруг, как в далёкой юности моей знакомая вышла замуж из-за фамилии. Потому что стала - Серебряная. Носитель фамилии Серебряный был так себе, мелкий, невыразительный, ничем особо не блещущий, а знакомая говорила:
- Так можно и развестись. А фамилия останется. "Серебряная!" И буду жить я всю жизнь с этой фамилией. Светлана Серебряная.
Надо сказать, что внешность Светланы фамилии более чем соответствовала. Светлана и впрямь была утонченная какая-то, одним словом - серебряная.
И фамилия у меня самая простая, и никогда не скрывала и не скрываю я то, что я - деревенская. И я деревенская, весь род мой из этой деревни. Это я так думала, пока глубже в историю не закопался мой двоюродный старший брат.
Доброе утро всем. Доброе утро, клуб!
Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Уже взрослых. Опекунство у нас прекратилось, а отношения - нет. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже 27 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно, уже в Петербурге. Женился вот уже. Сыном при этом быть не перестал. Сейчас живем с девочкой Сашей ровно 18-ти лет от роду. Сейчас уже у нас с Саней все хорошо. Даже не верится, что спустя шесть лет у меня вот такая дочь получилась. Начиналось у нас все настолько трудно, что даже приходили мысли от Сашки отказаться. Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала. А теперь канал будет про то, как мы живем, когда дети выросли, но они мне всё равно сын и дочь.
И ещё: на этом канале комментарии читать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Они часто интереснее и полезнее самой статьи. А ещё есть чат, где собираются желающие просто потрындеть. Он тут.
Традиция у нас в деревне: на Пасху мы все должны собраться на кладбище и посетить своих предков. Никого не забыть, всех обойти, яичко крашеное, куличик и конфеты положить на бугорок земли. И я не знаю, что со мной должно случиться, чтоб я в этот день на кладбище не приехала. Вместе со всеми.
Ой, только не надо вот этого: на кладбище на Пасху никто не ходит, для этого есть Родительская и другие дни, а на Пасху надо идти в храм. Кто верует истинно, тот идёт в храм. Я себя к таким людям не отношу, мне пионерский галстук на шею давным-давно повязан и не давит. А посещение кладбища на Пасху для меня - традиция нашего рода, и не мне нарушать эту традицию. Глухая деревня, бездорожье, до храма на лошади день скакать, да ещё добавим годы советской власти... Кто бы до церкви-то добирался? Которой не то что в деревне, в районном центре-то не было. Короче, на пасху - на кладбище. Почтить свои корни, поклониться предкам.
А деревенское кладбище - это совсем не то, что городское. "Романов угол", "Степанов угол". Своих располагают рядом со своими. И в нашем "углу" не только мои папа и мама, бабушка и дедушка... Родной брат дедушки, жена моего двоюродного дедушки тёть Наташа, моя двоюродная бабушка. Моя прабабушка, мать деда. Родной брат деда, умерший маленьким. Отец моей бабушки, Орлов Степан, мой прадед, и я его даже помню, яркой детской вспышкой, старика с окладистой белой бородой, сидит он на лавочке у калитки своего дома, опершись на бадик. Больше девяноста лет прожил. И нельзя, чтоб место покоя мамы и папы было убрано, а рядом расположенные бугорки травой заросшие... Мoгилы предков должны быть убраны. Мне и перед родом своим, и перед односельчанами стыдно будет, если у кого-то бурьян.
Бабушка вспоминается... Сколько куличей на Пасху пеклось, сколько яиц красилось, сколько конфет закупалось! Чтобы всем хватило, никто без угощения не остался. И рано утром - к своим, потому что "на восходе души сидят на крестиках". А некоторые кресты, между прочим, старые, дубовые, до сих пор целые. Дед мой их еще ставил. И мы их не поменяли на новые, современные и красивые...
Перед Пасхой мы, побеги рода, непременно созваниваемся. Согласуем время сбора и в этот день мы все вместе, всей большой семьёй едем после посещения кладбища к одному из старших братьев. Самый большой дом у него, для волгоградцев слово "Латошинка" сразу многое прояснит. Один, самый старший из братьев у меня настоящий полковник в отставке, всю жизнь военнослужащий, а второй старший брат - всю жизнь в бизнесе, и в более чем успешном. При этом никто из нас никогда не забывал, откуда мы родом. Никогда не забуду моё удивление и осознание того, что своего происхождения нельзя стыдиться. Средний брат выдавал замуж свою дочь. На свадьбе были, скажем так, далеко не последние люди области. А самый главный и первый стол - для деревенских родственников. Брат в деревню транспорт отправил и весь свой род на свадьбу дочери привёз. И мой деревенский отец, простой рабочий совхоза, сидел на более почетном месте, чем депутаты и директора заводов...
И вот брат отошёл от дел, передал бизнес детям, и занялся нашим родословным древом. Для внуков. И вообще для потомков нашего рода. Чтобы знали, откуда корни наши пошли... Брат вообще этим давно уже занимается. Воспоминания наши все, пусть детские и обрывочные, собирал. Книгу написал, само собой, очень малым тиражом и для очень узкого круга. А теперь у брата время появилось, и немало этого времени архивам посвящено. И в этот раз, собравшись за огромным столом у брата, узнали мы о своих предках немало нового. Новый пласт истории поднят. К 1478 году корни ушли. Боярин имел своё село в Тверской области. Некоторые из потомков его - воевали, один из предков отмечен в Ливонском походе, другой - участвовал в летнем походе на Казань в 1469 году. Род был внесён в число казачьих дворянских фамилий Войска Донского. Последний из бояр в 1530 году был вынужден избавиться от родового села...
Жду - не дождусь, когда брат книгу допишет. Потому что кого там только не было, в нашем роду. Самые настоящие воины. Не отсюда ли самый старший брат - полковник? Самые настоящие разбойники, осевшие на Волге в том месте, где сейчас Волжский, а ранее было село Безродное. Я помню, как дед мой Волжский Волжским никогда не называл. "В Безродное ездил", и всё тут. Не отсюда ли меня штормит всю жизнь и тянет то к мужчинам в погонах, то к мужчинам-разбойникам? Не нравились мне ни учёные, ни бухгалтеры...
Один из предков чрезвычайно талантлив был, деньги рисовал лучше государственных. Конечно, государство обиделось и конкуренции не потерпело...
Что меня удивило, так это наличие предков, имеющих отношение в давние времена к соледобыче на Эльтоне. Да, Эльтон от моей деревни - километров 150, наверное. И про поездку свою на Эльтон я сразу вспомнила. Мне Эльтон родным показался, вот как будто домой я приехала. Даже странно немного, потому что таких чувств, что я - дома, на Баскунчаке у меня не возникло. Хотя и там, и там - солёные озёра. Сейчас смотрю на карту и думаю, что предкам моим, обозами соль возившим, не надо было крюк делать по асфальтовой дороге.
Обоз наверняка напрямую шёл, от Эльтона к Волге. Вот предки мои тут по какой-то причине и остановились, примерно на середине короткого пути от Эльтона до Волги. А у меня где-то там, глубоко в генах, похоже, осталась эта память предков. Родной мне Эльтон. Тянет к себе, не отпускает. В августе обязательно поеду.
После того, как соледобыча на Эльтоне прекратилась, предки тут и осели. Скотоводство, преимущественно овцеводство, на скудных полупустынных землях. Война до родной деревни не докатилась, поэтому сохранились по родственникам редкие фотографии, которыми мы сейчас делимся. Маленький мальчик на деревянной лошадке - это мой дед.
Конечно, с того момента, как стали появляться и бережно храниться фотографии, чувствовать себя частью рода гораздо проще. Да, даже когда твои предки не на балконе дворянского родового гнезда, а вот так, все равно чувствуешь себя единым целым со своим родом. Ты с корнями. Чем глубже корни, тем ты сильнее.
Обидно мне только, что я - тупиковая ветвь своего рода. Увы. Дети и внуки братьев моих род продолжают, а я - нет.
Саша со мной вместе, конечно, и перед Пасхой кладбище убирать ездит, сама, по своей инициативе. И уж конечно - на ежегодную родственную встречу. А уж всю историю рода, озвученную братом, Саня слушала вообще открыв рот.
Разъезжаемся. Садимся с Саней в машину, едем домой. И Саня задает мне вопрос:
- Ма, а я ж тебе дочь? А меня тоже сюда, в это древо внесут? Ну если я пойду и поменяю фамилию, твою возьму?
- Нет, Саш. Ни тебя, ни Макса не внесут. Потому что и тебя, и Макса родили другие женщины, у вас - своя кровь, свои предки, свой род.
И так мне обидно за своих детей стало! И не только за них, а вообще за всех тех, кто дальше матери-отца своих предков не знает. А сейчас еще это активно пошло, поставить прочерк в графе "отец". Может быть, и недостоин он, этот мужчина, отцом числиться. Может быть, хлопот с прочерком по жизни меньше, чем с отцом, записанным со слов матери. Только разве не имеет человек право знать, от кого он произошел? Вот если я представлю вдруг, что я бы не знала, кто мой отец, то... То пустота сразу какая-то.
Ну вот понимаете, я сейчас знаю свои корни, получается, до 15 века. Да, кого там только не было! И защитники, и государственные преступники, и те, про кого говорят "будешь плохо учиться, придётся скоту хвосты крутить!" А мои предки да, крутили хвосты. Вот таким баранам крутили:
Ну и что?
А у Сани в графе "отец" вообще прочерк... И если я никогда не хотела расставаться со своей фамилией, то Саня всегда ждёт-не дождется момента, когда фамилию можно будет сменить. Она в соцсетях еще со школы меняет свою фамилию на выдуманную.
Саша не очень расстроилась, что её в нашу родовую ветвь не внесут. Саша решила, что в таком случае она сама будет теперь собирать историю своего рода. Потихоньку. Потому что архивы - это время и деньги.
И сама Саша захотела съездить на кладбище к своей родной матери. Впервые. До этого - отказывалась, а я не настаивала. И Саня захотела встретиться со своей родной сестренкой. Той самой, которую какими-то причудами судьбы воспитывает моя несколькоюродная (ну, трудно уже степень родства просчитать) сестра. Вот такие планы на лето.
Привести в порядок место последнего приюта родной Сашиной матери. Всё правильно, могилы предков должны быть убраны. Встретиться с кровными родственниками. Начать углубляться в Сашины корни.
Мне кажется, это надо. Знать свои корни, какими бы они ни были.
Макс, кстати, решил этот вопрос по-своему. Сказал, что он сам - начало своего рода. Он сам будет корни. Здоровые сильные корни нового дерева.
Теперь вот думаю: а как правильно? Забыть прошлое и начать всё сначала, с чистого листа или... Или выяснить? Что там может обнаружиться у Сани? Может, лучше не поддерживать эту идею? Поменять фамилию, да и всё. И начать всё заново?