Нет смысла просить вас зажмуриться и в воображении попробовать соединить эти две прекрасные сущности. Не то чтобы я думала, кто-то возразит против самого эпитета к каллиграфии и женскому естеству, просто вы ведь уже видите обложку статьи. Ну, ничего, я все-таки надеюсь вас удивить и подарить новое знание о прекрасном.
Лалла Эссаиди – вам что-то говорит это имя? Мне не говорило ничего, и тем восхитительнее было открытие.
Художник, марокканка, традиционалист, либерал, мусульманка — как вам набор? Именно так Лалла Эссаиди представляет себя сама, предлагая и даже призывая зрителей своего искусства противостоять стереотипам.
Теперь понимаете, почему еще она так мне понравилась: для меня стереотипы — как та пресловутая красная тряпка для несчастного быка.
Так. Когда хочешь поделиться визуальной красотой, болтать, мне кажется, надо поменьше…
Тем более я должна признаться, что не понимаю, почему для своих фантастических фоторабот, кричащих о бесправии восточных женщин, Лалла выбрала "правду о гаремах". А она выбрала именно её и показывает, что все эти похотливые фантазии художников-ориенталистов, "специализировавшихся" на гаремах, которых они и в глаза никогда не видели, хищнические мужские фантазии и есть. На самом деле гарем это не про томную полуголую или голую одалиску, возлежащую на шелковых подушках. А не понимаю я того, что если речь о сегодняшнем дне, то как бы гаремов-то уже и нет.
В общем, интерпретатор из меня никудышный. Но я могу рассказать о ней самой.
Лалла Эссаиди родилась в 1956 и до 16 лет жила в Марракеше, потом Париж, окончание учебы, снова Марроко, замужество, переезд с мужем в Саудовскую Аравию, двое детей, развод, снова Париж и там – Национальная школа искусств. В 40 лет переезд в Бостон и снова – учеба, искусство, учеба. Несколько серий ни на что не похожих фотографий, выставки по всему миру, работы в коллекциях знаменитых музеев. На всех фотографиях главные героини – женщины Марроко.
Несколько месяцев на каждую фотосессию. От идеи до воплощения через окраску ткани, шитье костюмов, роспись каллиграфией одежды, интерьера, лица и рук-ног моделей - всё своими руками.
Нет, все же вернусь к своему неумению "считывать современные смыслы", потому что почитала о художнице ещё и поняла, что не умею не только я. Одни привычно талдычат об изоляции и лишении свободы арабской женщины, другие напоминают, что Лалла не про это, а про зло стереотипов.
А потом почитала еще, в том числе несколько интервью с ней самой, и после этих её слов перестала читать, ибо многие знания – многие печали…
Тот факт, что меня иногда критикуют, с одной стороны, за воспроизведение ожиданий и стереотипов вместо их ниспровержения, а с другой — за выставление напоказ того, что должно оставаться скрытым, свидетельствует, что отклики на моё творчество в высшей степени субъективны, зависимы от контекста и во многом обусловлены культурной спецификой.
(Лалла Эссаиди)
И теперь я просто рада, что увидела всё это, что оно останется у меня на канале, что познакомлю с ним тех, кому окажется интересно. А смыслы? Так сказала же Лалла — каждый пропускает через своё, так что у каждого все равно будет свой смысл.
И всё-таки. Вам интересно искусство Востока, разное и порой незнакомое? Маякните лайком тогда, хорошо? Потому что у меня собрана уже большая его коллекция.