Доброе время суток!
Продолжаем наш рассказ о детях с РАС.
Согласно данным министерства здравоохранения Новосибирской области, по состоянию на 01.01.2022 г. в регионе проживает 1643 ребенка и 65 взрослых с диагнозом "расстройство аутистического спектра" (РАС или аутизм).
С первыми трудностями с которыми сталкиваются родители с детьми с РАС - ОБУЧЕНИЕ!
По мнению автора проекта: Обучение детей и взрослых с аутизмом жизненно необходимым навыкам в учебно-тренировочном центре САМ:
Обучение даже самым элементарным бытовым навыкам проходит с трудом. Наиболее частый ответ по результатам опроса: "Мой ребенок не понимает, зачем ему это нужно, а я не знаю, как ему это объяснить, у него нет мотивации к выполнению домашних дел". Большинство родителей пытаются в домашних условиях формировать у детей с аутизмом навыки самостоятельности, но не всегда эта деятельность результативна, т.к. у родителей недостаточно навыков для обучения и недостаточно времени. Очень часто родители указывают на частичное освоение навыка: "Ребенок может сделать это сам, но только, если я ему подсказываю, или только если стою рядом; как только я отошла - он перестает делать". Кроме того, есть ряд навыков, например, дружба, обращение за помощью, которые невозможно сформировать в домашних условиях, вне социума.
Предлагаем как всегда разобраться с это проблемой.
Начнем с определения простых терминов.
Обучение, что это?
Обуче́ние (в науке) — деятельность по изменению и адаптации поведения субъекта обучения с целями выживания, развития, совершенствования.
Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
По какому направлению мы будим идти в обучении согласно научному или педагогическому?
Если согласно научному определению понятия обучения получается, что нам достаточно сформировать у людей с РАС жизненно необходимых навыков, к которым относятся:
1) приготовление пищи
2) стирка белья
3) уборка квартиры
4) обращение с деньгами
5) использование общественного транспорта
6) управление своим расписанием
7) посещение поликлиники
8) дружба
9) отдых
10) обращение за помощью.
НО позвольте спросить а дальше? Пока ОСОБЫЙ ребенок осваивает все эти навыки уходит очень много времени и сил, как с его стороны, так и со стороны окружающих его учителей (в том числе и родителей)!
Приведу простой пример. Давайте вспомним, как у нас изменился процесс стирки белья с середины 90-х годов, когда пришли новые ситральные машины автомат! Не понимаете в чем разница? Спросите у тех, кто застал 80- е! Им есть с чем сравнить. Или как поменялся сам процесс приготовления пищи.
К чему все это?
Дело в том, что жизнь не стоит на месте. Процесс развития техники, а особенно искусственного интеллекта идет стремительно. Пластмассовый мир победил! Человечество достигло предела своего совершенства во всем!
В обозримом будущим человеку не будет необходимость обладать большой кучей знаний и навыков для выживания. Ему будет достаточно развить до предела совершенствования один свой и только свой уникальный навык.
Если еще кто - то сомневается в выше сказанном задам всего лишь один вопрос: "Если у человека будут деньги в достаточном объеме он сможет все выше перечисленные жизненно необходимые навыки купить?
ДА СМОЖЕТ? ЦЕНА ВОПРОСА?
Вот и получается, что для выживания нужно искать с раннего детства в детях не только РАС, но в каждом ребенке его уникальность, развивать его ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ возможности.
Вернемся к детям с РАС.
Можно ли обучить детей с РАС?
Да, дети с аутизмом (РАС) могут быть обучаемыми и достигать больших успехов в развитии своих навыков и способностей. Однако, для успешного обучения необходим индивидуальный подход, который учитывает особенности развития каждого конкретного ребенка с аутизмом. Этот подход может включать в себя использование специальных учебных программ, терапии, помощи специалистов по обучению детей с аутизмом, сотрудничество с родителями и другими членами семьи. Кроме того, важно рано начинать обучение и оказывать помощь на каждом этапе развития ребенка с аутизмом.
Исследования показывают, что индивидуальный подход к каждому человеку с аутизмом требуется для успешной мотивации и обучения. Некоторые люди с аутизмом могут получать мотивацию через свои интересы и хобби, тогда, как для других может быть полезна помощь в выходе из зоны комфорта и преодолении препятствий. Важно понимать, что каждый человек с аутизмом индивидуален и необходимо находить уникальные подходы для каждого случая.
В чем разница между мотивацией и выходом из зоны комфорта?
Мотивация - это то, что побуждает нас действовать в определенном направлении. Она является движущей силой, которая вдохновляет нас на действия и достижение целей. Мотивация может происходить изнутри (внутренняя мотивация) или извне (внешняя мотивация).
Выход из зоны комфорта - это действия, которые мы предпринимаем, чтобы преодолеть свои страхи, преодолеть препятствия и осуществить свои мечты. Это процесс саморазвития и личностного роста. Когда мы выходим из зоны комфорта, мы делаем то, что раньше казалось невозможным, мы учимся новому и расширяем свои возможности.
Таким образом, мотивация и выход из зоны комфорта - это два разных понятия. Мотивация - это то, что побуждает нас к действию, а выход из зоны комфорта - это действия, которые мы предпринимаем, чтобы достичь своих целей и стать лучше.
Подводя итог выше сказанному получается, что бы начать обучать детей с РАС нам в корне необходимо поменять систему подхода к обучению. Полностью пересмотреть наши хотелки и требования. \
Учитывая, что все чаще на высоком уровне от "специалистов", работающих с детьми с РАС звучит фраза о их НИКЧЁМНОСТИ, а от сотрудников полиции с большими звездами на погонах о том, что ОСОБИКИ становятся социально опасными.... Пора наконец задумать что делать и как.