Памятка для родителей
Признаки сильного стресса или того, что с ребёнком что-то не так:
1. Резкие изменения в поведении или предпочтениях ребенка.
2. Отсутствие аппетита или его изменения.
3. Нарушения сна: просыпается несколько раз за ночь, плохо засыпает, слишком рано просыпается, чрезмерно продолжительный сон, сложности с пробуждением.
4. Несвойственные ребенку перепады настроения, замкнутость, скрытность, отстраненность..
5. Физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли, кожные высыпания, частые соматические заболевания.
6. Проблемы с концентрацией внимания, ухудшение памяти, что резко снижает успеваемость.
7. Агрессия, стремление разрушать и уничтожать.
8. Постоянная усталость или раздражение.
9. Слезливость, не свойственная ранее.
10. Ребенок становится замкнутым, много времени проводит в одиночестве, избегает контактов, как со сверстниками, так и со своими близкими, в том числе родителями.
11. Тики, энурез.
Как помочь ребёнку?
1. Забота о физическом здоровье ребенка: чистая вода, соблюдение режима дня, полноценный сон, свежий воздух, физическая активность, больше полезной и здоровой пищи (фруктов, зелени и овощей) в рационе.
2. Будьте рядом — присутствие близкого успокаивает.
3. Собственный пример. Детям важно видеть, что у родителей тоже время от времени возникают трудности и как родители с ними справляются.
4. Помните, что вашему ребенку необходимо получать свой жизненный опыт: научиться справляться со своими чувствами, с жизненными трудностями, выстраивать границы, принимать отказы и поражения, нести ответственность за свои поступки. Не стоит все проблемы решать за него.
5. Проявляйте мягкость и чуткость, слушайте, что и как говорит ребёнок.
6. Играйте, чтобы наладить контакт и успокоить ребенка. Или разделяйте его увлечения, ненавязчиво проявляя интерес к тому, что он любит.
7. Помогите ребенку сформулировать и осознать свои чувства. Приободрите ребенка, помогите ему понять, что с ним происходит.
8. Дайте ребенку возможность выплеснуть энергию: покричать на природе,
побить подушку или бойцовскую грушу, порвать бумагу.
Наверняка, у него уже есть какие-то проверенные способы снятия напряжения: игра на музыкальном инструменте, пение, рисование, спорт, вязание, ведение дневника. Ненавязчиво поощряйте это.
9. Почаще обнимайте ребенка, если он не против, прикасайтесь ласково. Каждому человеку необходимо минимум 4-8 прикосновений в день, по мнению специалистов.
10. Время на природе, совместные любимые занятия, развлечения (или не
совместные). Вспомните, что больше всего нравилось делать вашему ребёнку раньше, возможно сейчас именно это даст ему необходимый ресурс.
11. Если у вас тоже трудности или стресс, в первую очередь позаботьтесь о себе. В противном случае, вы не сможете оказать ребёнку необходимую поддержку.
12. Разговаривайте с ребёнком. Если он не идет на контакт с вами, дайте ему возможность пообщаться с другим значимым взрослым. Это могут быть бабушка/дедушка, брат/сестра, дядя/тетя, соседский мальчик, учитель, психолог, тренер, любой авторитетный и значимый для ребенка товарищ.
13. Если вы понимаете, что ребенок не в состоянии справиться со стрессом и ситуация выходит из под контроля (длительные нарушения сна и аппетита, психосоматические заболевания, энурез, тики, навязчивые движения, панические атаки, состояния аффекта) обязательно обратитесь к специалисту: неврологу, психиатру, психологу.
Как начать разговор, если ребенок расстроен или вы понимаете, что что-то случилось?
Говорите с ребёнком, ненавязчиво, без давления. Важно прояснить:
- что это за ситуация; кто ещё об этом знает;
- какие чувства она вызывает у ребенка;
- почему она так важна для него.
Если он не хочет обсуждать с Вами, что происходит, дайте ему время. Необходимо дать знать ребенку, что вы доверяете ему и готовы выслушать, когда он будет готов к диалогу.
Если ребенок делится своими переживаниями важно:
- признать сложную ситуацию, в которую он попал (не высмеивать и не обесценивать);
- обсудить объем ответственности ребенка (придерживаться золотой середины: не снимать ответственность с ребенка, но и не навязывать чувство вины);
- избегать реплик типа «надо было быть осторожным», так как это только
усиливает ситуацию растерянности, они усиливают послание типа «мир кончился, ситуация непоправима». Лучше обсудить будущее, например, какие меры в будущем стоит предпринять, чтобы избежать подобных ситуаций;
- объяснить, что выход есть, вместе найти пути решения. Сейчас нужно объединиться для решения проблемы, а не воевать между собой и не искать виноватых.
Важно поговорить с ребенком так, чтобы он понял, что вы на его стороне и в следующей трудной ситуации пришёл к вам снова.