Один из подписчиков прислал мне скриншот страницы книги, выпущенной к 300-летию Турков «Турки. Большая история моей родины», где приводятся версии происхождения названия посёлка. Рассматривается 8 различных версий, многие из которых просто не рассматриваются всерьёз автором. Но обо всём по порядку.
Да, версий много. Вот только большая часть из них не выдерживает никакой критики.
Если опираться на документы, имеющиеся в открытом доступе, можно с уверенностью говорить, что в 1736 году на месте теперешнего рабочего посёлка находилась деревня Рысья. «в керенском уезде, по р. Хопёр, имеется новопоселённая деревня Рысья и в этой деревне желаем мы построить церковь божию во имя образа Пресв. Богородицы Казанския, да в приделе чуд. Николая, понеже мы имеем необходимую нужду во всяких церковных и мирских потребах для того, что от той деревни имеются церкви божии разстоянием верст по 40 и по 70 и больше и за такою дальностью до других церквей божиих много в той деревне помирают без покаяния, а в той деревне имеется разных помещиковых крестьянских дворов со 100 и больше…». Так написано в прошении жителей деревни в Синодальный казённый приказ от генваря 14 дня 1736 года.
Через год, преосвящённым Вениамином, епископом коломенским и каширским предписано «дать храмозданную грамоту, 1737 г. иулия 6 дня», т.е дано разрешение на строительство церкви. И уже через полгода в «1737 г. декабря 27 дня, керенскаго уезда села Богородицкаго, Рысье тож, что при Турковых горах… по которому указу оная церковь у нас строится и просили определить к их церкви и выдать перехожую память избранному ими тогож уезда, села Знаменскаго, Буртас тож, попу Льву Ионнову».
Обращаю внимание на описание местоположения села Богородицкого, Русье тож, «при Турковых горах». Авторы письма не пишут о какой-то конкретной горе, а называют горами всё окружающее пространство. Получается, что так называли местность, возможно задолго до официального появления деревни Рысья, появившаяся между 1-й и 2-й ревизией и потому в документах называется новопоселённой. Со времени первого упоминания в 1723 году и до 1736 года, когда было подано прошение в Синодальный казённый приказ о построении церкви. Деревня, а потом и село располагалось южнее р. Рысья (по правой стороне ручья). Надо учесть ещё один аспект, что в трудах Саратовской ученой архивной комиссии появление деревни датируется после 1725 года., так как первая ревизия была закончена в основном к 1724 году и селение точно не было учтено.
Земли, где располагаются сегодня Турки, согласно отказных книг, были «отказаны полуполковнику Ивану Иванову сыну Нестерову да маиору Григорью Матвееву сыну Сафонову с товарищи из диких поль, в том числе подьячему Ивану Афанасьев сыну Протопопову». Имена Нестерова и Сафонова больше не встречаются в истории села, скорее всего, свои земли они перепродали. «Сотоварищами» Нестерова и Сафонова были, скорее всего, однодворцы, которые показаны через 20 лет в количестве не менее 700 душ обоего пола. Все, кто пишет о посёлке утверждают, что помещиков насчитывалось более 100. Возможно, в это количество включали и однодворцев (что весьма сомнительно).
А теперь перейдём к версиям, изложенным в книге, выпущенной к 300-летию Турков «Турки. Большая история моей родины». Первые 5 даже нет смысла обсуждать, так это досужие легенды.
Не совсем вяжется версия о переселенцах казаках-метисах, которые якобы звались «турками». Давайте говорить серьёзно, где Турки и где казачьи станицы. Верховые хопёрские казаки жили южнее Балашова и до 22 сентября 1798 года не имели дворянских титулов и соответственно прав на получение земли наравне с российским дворянством. В начале XVIII века дворян у казаков не было. Захвата чужих земель тогда точно никто бы не потерпел. О каком выселении детей могла быть речь, если это противоречило существующим казачьим традициям.
Ещё один нюанс. Свой рассказ я начал с 1736 года, времени подачи в Синодальный казённый приказ прошения о построении церкви. С 1730 по 1740 гг. императрицей Российской империи была дочь Анна Иоанновна, период, когда засилье немцев преобладало при дворе и вести речь о том, что дворяне в д. Рысья между собой общались на французском не приходится. При Анне Иоанновне и Анне Леопольдовне условия для развития французского языка в России были далеко не благоприятными. Тогда в русском центральном правительстве господствовали немцы (вспомним хотя бы Бирона) и, естественно, предпочтение отдавалось всему немецкому. И только с восшествием на престол Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) картина начинает меняться в пользу французского.
Остаётся добавить, что село получило название Турки ещё в первой половине XVIII века. В тех же трудах Саратовской ученой архивной комиссии приведены сведения о продаже Гаврилой Протопоповым в 1749 г. «ста четвертей в поле, а в дву потому ж, со все угодьи, да новопоселенных на тех урочищах в селе Бородском, Турки тож, старинных крепостных дворовых людей и крестьян с женами и детьми 10 душ, которые переведены из керенскаго и коломенскаго уездов». Так, что вместо Рысья тож в обиходе появляется Турки тож, которое впоследствии и становится основным.
Не вяжется версия и сплаве леса по Хопру. Впервые такой сплав двух лесных плота был осуществлен только в 1836 году волжским купцом Превратихиным из села Волынщина Сердобского уезда к Дону. Вести речь о местных плотогонах в XVIII веке просто неуместно. Единичные плоты, возможно, перегонялись с одного берега на другой.
Больше похоже на то, что когда сюда пришло постоянное население, главенствующее положение занимали бывшие татарские князья. Вот их могли называть меж собой первопоселенцы турками. Не случайно такое обилие татарских фамилий – Енгалычевы, Крымские (к тому же один из них новорещен). Не исключено, что они получили земли раньше Нестерова и Сафонова с Протопоповым. Ясность могли бы внести отказные книги и материалы 2-й ревизии. Кроме версий сегодня предложить другого невозможно.
Можно склоняться и к версии названия, связанного с полевыми укреплениями, называемыми турами. Подобного исключать нельзя, ведь получившие здесь земли были в большинстве людьми военными и где-то возможно возводили подобные укрепления, для защиты от кочевников. Кубанский погром 1717 года ещё был наверное памятен.
На этих версиях происхождения названия и остановимся.