Найти тему

С акцентом на скорость. Тест автомобильного 4-канального усилителя Korkunoff Audio Unlim 120.4 MK2

Оглавление

Тот самый случай, когда усилители строятся по оригинальным, а не по заезженным типовым схемам с мелкими вариациями. А ведь новые схемные решения означают, что история аудио буквально творится на наших глазах. Тем более приятно, что родина этих усилителей (причём не только инженерная, но и производственная) – Санкт-Петербург. И делает это всё не просто кто-то абстрактный, а вполне конкретный человек – Алексей Нутрихин, разработчик Korkunoff Audio. И что-то мне подсказывает, что Олег Коркунов, затеявший этот проект, не зря предоставил ему полную свободу творчества.

Не буду скрывать, я имел возможность следить за некоторыми этапами создания второго поколения Unlim MK2, и должен сказать, это не просто модернизация старой модели, в нём применены некоторые решения, отработанные в серии Aurum. А она, в свою очередь, стала в некотором роде прорывной, с множеством фич, нетипичных для Car Audio.

-2

Кстати, раз вспомнили эту серию, в ней есть 4-канальник Aurum 100.4 и 2-канальник Aurum 150.2. В новой серии Unlim MK2 пока только 4-канальник, но готовятся ещё модели – мощный 2-канальник и ещё один 4-канальник с мощностью поменьше. Всё как и в прошлых «анлимах».

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Усилитель крупный и достаточно тяжёлый, вес – немногим больше 7 кг. Длина корпуса – 51,6 см. Собран по тому же принципу, что и в упомянутой серии Aurum. Из бросающихся в глаза различий – лишь торцевые планки серебристого, а не горчичного цвета (травленный анодированный алюминий). Ну и расположение разъёмов чуть другое.

-3

Вообще, должен сказать, что качество изготовления корпуса сильно возросло относительно самых первых моделей, появившихся в 2016 году. Точность изготовления и подгонки деталей – всё это теперь не вызывает никаких вопросов. Однозначно зачёт.

-4

Компоновка – как и у предыдущих моделей – односторонняя. Возникает соблазн установить, например, два усилителя в одну линию, поэтому кронштейны крепления предусмотрительно сделаны универсальными – их можно закрепить так, чтобы «лапки» оказались с длинной стороны корпуса или с торца, в зависимости от конкретного случая.

-5

Входы и выходы скомпонованы симметрично.

-6
-7

Выходные и силовые терминалы, традиционно для Korkunoff Audio, под клеммы-вилочки или клеммы-колечки. Несмотря на ворчания по этому поводу, не считаю их хуже вариантов под зачищенный провод.

-8

Усилитель скомпонован по принципу Dual Stereo – как два раздельных двухканальника, каждый со своим блоком питания, но с общим управлением и единой системой защиты.

-9

Вообще, принцип защиты перешёл по наследству от упомянутых выше Aurum, и я бы назвал её «параноидальной» – включение происходит с последовательной проверкой целой горы условий. Сначала идёт тестовый запуск преобразователей в защищенном режиме через демпферную цепь, и только потом электронным выключателем нагрузки запитывается сам усилитель. Ну и чуть нештатный перегруз по току – мгновенное отключение.

-10
-11

Печатная плата разбита на отдельные зоны с изолированными экранными участками – всё ради снижения взаимных влияний между разными цепями усилителя. Разводка сигнальных и питающих линий выполнена либо «над экраном», либо как бы «вплетена» в него.

-12
-13

Драйверная часть усилителя значительно переработана относительно первого поколения Unlim, это касается и схемных решений, и топологии платы. Во входной части замечены операционники TL074, но в данном случае они работают на поддержание нулевого напряжения на выходах. На пути сигнала – ни разделительных конденсаторов, ни операционников. И по-прежнему никаких глубоких обратных связей. Всё для получения максимальной «скорострельности» усилителя.

-14

Выходы построены на полевиках – IRFP240 и IRFP9140. Для лучшей термостабильности работающие с ними в паре транзисторы прижаты непосредственно к их корпусам. Время тепловой реакции – единицы секунд, а не минуты, как при классическом расположении.

-15
-16

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК

Ток холостого хода – 3,5 Ампера. Прожорлив, однако. Корпус во время длительной работы заметно тёплеет, но огненно-горячим не становится – массивный теплоотвод справляется.

Одно из достоинств «прямых» усилителей, т. е. без общих обратных связей – их скорострельность закладывается на схемном уровне. Но отсутствие обратных связей имеет и обратную сторону, ведь гармонические искажения практически не компенсируются, и их величина напрямую зависит от линейности самих элементов. Поэтому формально КГИ у таких усилителей получается не самым низким.

Не стал исключением и Unlim 120.4 MK2. Но отмечу две особенности. Во-первых, в отличие от обычных усилителей АВ-класса, они уменьшаются с уменьшением полезного сигнала, т. е. это не обычная «ступенька» при переходе сигнала через ноль (как в усилителях В-класса), а именно проявление нелинейности самих элементов. На слух это не приводит к грубости и потере детальности. А учитывая скорострельность, типичную для таких усилителей, скорее наоборот – можно ожидать неплохого разрешения. Во-вторых, спектры не превращаются в характерные «расчёски», уровень гармоник активно спадает с ростом их порядка. В общем, если проанализировать, то криминала-то во всём этом нет.

-17

С распределением искажений по спектру картина крайне непривычная – они абсолютно постоянны во всём диапазоне – от самых низких частот до самых верхних. Это большая редкость.

-18

При переходе на нагрузку 2 Ом принципиально ничего не меняется.

-19

Абсолютно ровную фазовую характеристику я видел тоже только у Korkunoff Audio. В большинстве усилителей она хоть немного, но уплывает наверху. У кого-то немного, у кого-то вообще на 180 градусов сигнал сдвигает. Здесь же – будьте спокойны – ВЧ придут на акустику ровно тогда же, когда и остальные частотные составляющие. Когерентность, и всё такое.

-20

Ну и раз на то пошло, а не посмотреть ли, насколько в самом деле широкополосен этот усилитель? Подаю на вход синус от генератора сигналов, постепенно повышаю частоту… И лишь на 300 кГц (да, я не ошибся, килогерц) на синусе начинают появляться первые более-менее заметные признаки нелинейности (видите, чуток форма синуса плавать начинает?). И никаких признаков снижения усиления. Так что пропускная способность у него ещё выше.

-21

Но синус – это скучно и не очень показательно. Не подсунуть ли усилителю сигнал посложнее? Окей, вот меандр с частотой всего 100 Гц. Обратите внимание, горизонтальные участки остаются горизонтальными, а ведь это, фактически, постоянный ток! И обратите внимание, размах сигнала-то тоже не детский – больше 40 Вольт peak-to-peak. Да и фронты выглядят отвесными. Интересно, какая скорость нарастания?

-22

Поднимаю частоту до 20 кГц. Масштаб уже позволяет рассмотреть небольшой наклон фронтов, но переходных выбросов при переходе на горизонтальные участки сигнала практически нет, да и наклон, по большому счёту, невелик. Обычно на меандре с такими частотами фронты ооочень заметно валятся. А тут – так, лёгкие намёки (и снова напомню, что всё это на приличном уровне сигнала).

-23

Усложняю, повышаю частоту, теперь 50 кГц. Усилитель стабилен.

-24

И только меандр 100 кГц (ещё раз, это вам не простенький синус, с которым худо-бедно справятся многие усилители) позволяет увидеть наклон фронтов более явно. Если прикинуть по делениям, скорость нарастания – около 100 В/мкс. Нехило.

-25

Зависимость искажений от мощности – тоже практически постоянная. Да, формально циферки КГИ не самые низкие, но помним, из чего они складываются, так что сильно не пугаемся. Это разумный размен за остальные преимущества.

-26

Ограничение сигнала наступает заметно выше обещанных 120 Вт на 4 Ом, так что с силовым запасом всё в порядке. При измерении на 2 Ом мощность почти удваивается – в усилителях АВ-класса это говорит в первую очередь о приличном энергетическом запасе блока питания.

Мощностные параметры Korkunoff Audio Unlim 120.4 MK2 (измерение на 1 кГц):

  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 129 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 184 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,3%
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 252 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 344 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,4%

А ЧТО ПО ЗВУКУ?

Характер звучания ясный, открытый. Точно не для любителей «тёмной» и «смягчённой» подачи. Скорострельный не только по измерениям (100 В/мкс – это, мягко говоря, ни разу не тормозной), но ещё и на слух это хорошо воспринимается, ведь музыкальный сигнал имеет импульсный характер.

Звучание холодноватое, хотя без откровенной колкости (попутно можно вспомнить отсутствие заметных переходных процессов после резких фронтов). Обращают на себя внимание верха – усилитель вытаскивает из записи много деталей, хотя в отсебятине и украшательстве не замечен. Послезвучия длительные.

Локализация образов на сцене практически «голографичная», без «отлётов» к динамикам, и тому тоже есть технические объяснения. Во-первых, в отличие от большинства усилителей, Unlim 120.4 MK2 не выворачивает фазу на ВЧ, что среди прочего может приводить к «размыванию» образов в пространстве. Во-вторых, для правильной локализации важна способность системы правильно сформировать фронт импульса, т. к. наш слух цепляется именно к первым моментам пришедшего до ушей звука. Так что субъективные прослушивания только подтвердили предварительные выводы.

С басовым диапазоном у этого усилителя особые отношения. «Держак» динамиков у него действительно редкий, отсюда отличная разборчивость и контроль на НЧ. Хотя кому-то такая подача баса может показаться суховатой, в таких случаях можно поиграться с подбором акустики и оформления.

И ещё отмечу особо, что Unlim 120.4 MK2 – один из немногих усилителей, которые прошли мой любимый жестокий тест на энергетику – способность сохранять лёгкость звучания и детализацию на высоких уровнях сигнала и при наличии суббасовой составляющей. Наглядные проверочные треки для этого – от корифеев эпик-жанра Two Steps From Hell. Скажем, Cannon in D Minor или None Shall Live. Оба записаны практически в ноль децибел, но при этом богаты мелкими звуками и «микрособытиями» в сигнале. Как следствие, хорошо показывают способность системы сохранять разборчивость и прозрачность звучания, когда блоки питания усилителей загружены «по полной».

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

Усилитель, который можно смело использовать в системах, заточенных на качественный звук, в том числе с прицелом на старшие классы соревнований SQ. Чувствителен к остальным компонентам тракта – они должны быть соответствующего уровня.

Преимущества – скорострельность, высокое разрешение, непривычно сильный контроль на НЧ и способность не зажиматься на высоких уровнях громкости. Способен таскать относительно «тяжёлые» динамики.

Из минусов – большой, тяжёлый и прожорливый, т. е. явно не для «проходных» инсталлов за пару дней. Впрочем, в этом смысле каждый сам для себя выбирает приоритеты.

Плюсы:

  • Высокая «скорострельность»
  • Отсутствие заметных переходных процессов на импульсных сигналах
  • Высокая разрешающая способность на СЧ и ВЧ
  • Контроль на НЧ
  • В отличие от некоторых предыдущих моделей можно мостить каналы

Минусы:

  • Формально не самый низкий КГИ