Найти тему
Наталья Доррадж

Папа мой...

Наташа родилась через три года после войны, в 1948 , получается, году. И ей досталось в этой жизни по первое число. Отец с фронта не пришел. Мама работала не покладая рук и надеялась, что Наташа выйдет поскорее замуж.Тогда станет полегче. Было еще двое старших сыновей..

Она и вышла. Выбирать особо не пришлось - это после войны-то выбирать... И вышла она замуж за обычного советского мальчика - юношу на всю жизнь, как их часто называли. То есть он не взрослел, пил да ел и немного еще и работал. Он был очень способным, обаятельным и красавчиком редким. Вот и любуйтесь. За два года брака ей казалось, что он высосал всю ее кровь.

После рождения первого ребенка ей очень хотелось родить и второго. А вот не пришлось. И всю жизнь она плакала о нем, не родившемся своем мальчике. Они бы с матерью уже никого больше не вытянули. И вот уже в 60е- годы мать неожиданно решила принять предложение одного человека, бывшего фронтовика, инвалида без правой руки. То есть рука по локоть была у него только. А дальше - неприятно-розовая культя. Жуть. Но с этой жутью он жил и работал. И все научился делать левой рукой.

Квартира была одна. И Наталье предложили жить всем вместе. То есть она с ребенком и вновь образовавшаяся семья. Она к этому времени окончила университет. Вскоре же рассталась со своим милым супругом. И что ей мешало принять разумное предложение о совместном проживании - она и сама не могла бы объяснить. И квартиру разделили - ей однокомнатную хрущевку, а старшим - комнату в бараке. Но вскоре Александру Андреевичу как участнику ВОВ дали тоже однокомнатную квартиру.

Он называл свою новую дочку по имени. Она его- по имени и отчеству- Александр Андреевич. У этого уже пожилого фронтовика , что называется, вся грудь была в орденах. И во время празднования годовщины Сталинградской битвы его по спецприглашению вызвали в Волгоград и дали еще одну медаль. Он есть во всех списках участников событий Сталинградской битвы.

Он хорошо относился к своей новой семье- матери, Наташе и быстро подраставшей своей новой же "внучке". Настолько хорошо, что повидаться со своей прежней семьей изредка ездил сам, а к себе никогда никого не приглашал. Щадил нервную систему Наташиной матери. Там, в прежненй семье, были свои проблемы, о них и говорить не хочется.

Наташа, собственно, была уже взрослой. Она преподавала в университете, училась в аспирантуре потом. А старики преданно помогали ей с ребенком. Чем уж могли. Он делился своим ветеранским пайком - уже наступили такие времена. И говорил матери, когда они приходили с девочкой в гости: "Ты не забудь, там побольше им отдай. Пусть кормит как следует ребенка. Чтобы покрепче была. А то будет такой же как сама Наташа. В чем душа...А нас ведь неизвестно насколько еще хватит".

Да, хватило их до начала 90-х годов. Наташе пришлось уезжать в неизвестность полную , искать пристанища, получать статус беженки. И только потом она приехала забрать уже окончившую университет дочь

И вот за эту девочку и цеплялись своими старыми корняли два старика. Им было для кого жить, пока она была с ними. Наташа последний раз увидела своего приемного отца и они попрощались, поцеловавшись в такси. У него были жесткие усы, а целовал он ее всегда в губы. И ощущение этой колючей нежности навсегда осталось с ней.

Он умер первым, вскоре. Больше не увиделись. Похоронен на Алее героев на главном кладбище города Душанбе. Ну, хотя бы ухаживают там за этой аллеей, состоящей из могил героев. И он среди них.

"Почему, ну почему я его так и не назвала ни разу отцом... Ведь без него я вообще бы не подняла ребенка. Я еле носила ноги в то время. Было малокровие, и буйным цветом уже распускались все те болезни, которые в старости так осложнили жизнь!".

В этом году она перед праздником Победы разбирала шкаф со старой одеждой. И нашла его кофту. Какой же он был маленький, как мальчик-подросток. Но - вся грудь в орденах. Но- всегда рядом. Всегда стоял рядом их защитник и помощник. Кофта была ветхой и в дырочках. Но она надела ее, заплакав , на себя. И через столько лет сохранился его запах. И его тепло - она согрелась.

"Папа, прости меня. Папа прости меня... Ты был настогящим отцом. Ты был и после войны защитником!"

Маму Наташа привезла в тот новый город, где теперь живет уже тридцать лет. Недолго, но им удалось побыть вместе. И в субботу следующую эта уже очень пожилая женщина собирается поехать на кладбище- убрать и помянуть в часовне свою маму и своего папу. "Папа, мама, простите меня! И спасибо вам от всего благодарного сердца! Спасибо вам!"

Каждый год Наташа проезжает через Волгоград, едет к дочери и внукам, на юг, в Краснодар. И каждый раз ей кажется, что тут, на этом бугристом поле где-то так и осталась лежать его рука... И, прильнув к окну полными слез глазами все старется увидеть эту маленькую точку великой силы. Ведь пока это так, ведь мы и в самом деле непобедимы.