Только представьте на секунду: вы открыли свой собственный ресторан, успешно работаете и вдруг узнаете, что на другом конце города открылось заведение с похожим названием и концепцией, которое переманивает к себе ваших гостей! Испытав все 50 оттенков злости, вы конечно, направитесь к юристам и в суд, чтобы наказать нарушителя. Однако, всего этого можно было бы избежать, если бы каждый предприниматель знал, уважал и понимал юридические аспекты оформления товарного знака.
Как выбрать название для бренда, оформить товарный знак и каких подводных камней стоит избегать — расскажем в сегодняшнем материале!
ПОЗНАЕМ АЗЫ
Что же такое товарный знак? Товарный знак — это слова или изображения, обозначающие название компании или отдельного продукта и зарегистрированные в Роспатенте. Регистрация товарного знака необходима для того, чтобы иметь федеральную монополию на определенное обозначение, то есть исключительное право на его использование. Сразу предвидим вопрос: торговая марка и бренд — это похожие понятийно, но не идентичные товарному знаку понятия. «Товарная марка» в целом имеет то же значение, что и «товарный знак», однако никак не упоминается в законодательстве, а значит юридической силы не имеет. «Бренд» же включает в себя не только название, но и логотип, репутацию, узнаваемость и ассоциативность, а значит является более полным понятием. Фактически, «товарный знак» — это юридический облик бренда.
Товарный знак регистрируют, если он соответствует всем требованиям закона и не повторяет уже существующие знаки. Срок действия товарного знака — 10 лет. Однако, если товарный знак не используется правообладателем на протяжении трех лет, его могут аннулировать и «передать» другому заявителю. Стоимость оформления товарного знака — от 33 тысяч рублей (минимальная сумма выйдет при отсутствии каких-либо правок и изменений). Зарегистрировать товарный знак имеет право только юридическое лицо, а так как по закону «физикам» запрещено заниматься предпринимательством, то, чтобы официально иметь собственную торговую марку, придется зарегистрировать ИП или ООО.
А ТО ЧТО?
А вот что! Нарушение законодательства в данной сфере может повлечь как административную, так и гражданско-правовую и даже уголовную (да-да!) ответственность: административный штраф и конфискация, компенсация до 5 млн рублей и лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 500 тыс. рублей соответственно.
А ОНО МНЕ НАДО?
Должен ли каждый бизнес регистрировать или хотя бы стремиться зарегистрировать свой товарный знак? Ответ прост: нет, не должен. Если вы не планируете расширять свой бренд, то этот процесс для вас абсолютно необязателен.
Однако все меняется при появлении нескольких факторов. Во-первых, регистрация товарного знака обязательна (с точки зрения как закона, так и здравого смысла) при масштабировании бизнеса по франшизе.
Еще одна причина зарегистрировать товарный знак — желание увеличить стоимость бизнеса, так как товарный знак можно позиционировать как актив или внести в уставной капитал предприятия, что значительно увеличит стоимость компании.
Оптимизация налогообложения (другими словами – экономия) также является немаловажным фактором в пользу оформления товарного знака.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Первое и самое очевидное, что необходимо сделать — это придумать 3-4 названия для своего продукта или бизнеса. А затем действовать можно как самостоятельно, так и с помощью специалистов, но все же эксперты всегда советуют привлекать к процессу юристов, так как в данном случае всегда срабатывает поговорка: «Скупой платит дважды». Лучше (и дешевле) сделать все правильно с первого раза!
Следующий шаг — проверка названий по имеющимся онлайн базам. Надежнее всего проверять продукты своей многогранной фантазии, используя официальную базу Роспатента. Самая полная и достоверная информация хранится здесь, но достается народу не бесплатно: один поиск по товарным знакам стоит 59 рублей, а по заявкам — 295 рублей (на момент написания статьи). Если же «отстегивать» кровные за поиски не хочется, можно воспользоваться менее обширными, но все же годными бесплатными базами, такими как Linkmark и TMView.
После проведения проверки, необходимо составить заявку на регистрацию товарного знака. И вот тут уже действительно важно обратиться к знающему и опытному юристу, ведь только специалист сможет максимально внимательно составить заявку, перепроверив абсолютно все аспекты (включая даже фонетические и ассоциативные) непосредственно названия, а также подобрав полный «комплект» всех классов товаров и услуг, на которые регистрируется товарный знак.
МСТИТЕЛИ
Каким же образом товарный знак защищает деятельность вашей компании?
Ответ: очень просто и четко! Если над вами, словно гром среди ясного неба, разразилось осознание того, что кто-то еще осуществляет деятельность под именем вашей компании, на защиту ваших прав придет товарный знак.
Во-первых, необходимо проверить классы товаров. Если компания, пользующаяся тем же названием, занимается совсем другим делом и продает товары других классов, то, увы, придется смириться! Это абсолютно законно.
Если же классы товаров совпадают, следует проверить даты приоритетов товарных знаков. То есть тот заявитель, который подал заявку на товарный знак раньше, и сохранит за собой право на его использование. А вот если компания-тезка и вовсе не зарегистрировала товарный знак, то здесь вы полностью в «зеленом» правовом поле, ведь теперь именно ей, а не вам, придется доказывать, что работать она начала задолго до регистрации вашего бренда.
Решить вопрос можно попытаться и мирно – попросить нарушителя в досудебном порядке изменить название компании. Если же по-хорошему никак, в игру вступает суд, который сам определит все факты, даты и классы, а решение для ответчика может быть очень болезненным, ведь компенсация составляет от 10 тысяч до 5 миллионов (миллионов, Карл!) рублей.
ОТСЕИВАЕМ НЕНУЖНОЕ
Чтобы судебные тяжбы обошли вас стороной, конечно, нужно регистрировать свой товарный знак при начале торговой деятельности. И если хотите пройти процесс его регистрации с минимальными потерями в стане собственных нервных клеток, следует знать несколько главных аспектов правильного нейминга.
Запрещенные названия
Не стоит даже пытаться назвать компанию именем, противоречащим общественным интересам, нормам гуманности и морали. Слова «российский», «государственный» и «федеральный», создающие в сознании людей ошибочную аллюзию связи с государством, например, противоречат общественным интересам. А вот нормы гуманности нарушают названия слишком сильно не соответствующие продукту или деятельности компании. К примеру, не стоит называть бренд водки словом «Здравие». По нормам морали же не пройдет все, что хоть в какой-то степени намекает на ругательство. И переписать его латинскими буквами тоже не вариант! Роспатент всегда оказывается хитрее.
Указательные названия
Это названия, прямо указывающие на деятельность компании или продукт. Например, назвать обувной магазин словом «Туфли» не получится, если вы планируете расширяться и работать по системе франшизы. А вот если таких амбиций нет, то можно спокойно назвать свою пекарню «Пироги» и, не регистрируя товарный знак, преспокойно работать.
Описательные названия
То есть названия, описывающие продукт, такие, как «красивый», «вкусный» и другие, тоже не пройдут регистрацию в Роспатенте. Ведь любой может назвать свою еду вкусной, а вкусы и предпочтения потребителей разнятся.
Ассоциативные названия
Такие названия как бы намекают на свойства продукта, но при этом не описывают его напрямую. Если получится ухитриться и придумать такое, то — бинго! Вы будете хорошо защищены товарным знаком. Отличный пример в данном случае — кейс бренда «Три корочки». Все мы понимаем, что это сухарики, но название играет исключительно с нашими ассоциациями.
Семантически нейтральные названия
«Сильные» названия, которые никак не указывают на товары или их свойства, и потому являются практически непобедимыми. Нейтральностью семантики отличаются географические названия. Важно, однако, чтобы у потребителя ни в коем случае не создавалось впечатление, будто бы продукт произведен в этой местности.
Фантазийные названия
Самые надежные названия — выдуманные. Вот тут уж никому не уличить вашу компанию в потайных намерениях. Выдуманного слова нет в словарях, поэтому вряд ли оно нарушает какие-либо нормы и точно не описывает товар или его свойства. Отличный вариант — придумать модный акроним, как, например, Yandex (акроним словосочетания «Yet Another Indexer»).
Придерживайтесь этих простых правил при подаче заявки, и сохраняйте свои нервы и деньги!