Найти тему

Дореволюционная "велосипедная лавина": первая финансовая пирамида в России

Финансовые пирамиды - весьма характерное явление в России эпохи "лихих девяностых". Воспитанные в советских реалиях люди, не имевшие никакого представления о деньгах и экономике, с лёгкостью расставались со своими сбережениями, обогащая лукавых "фараонов".

Но финансовые пирамиды существовали в России и до революции. Про одну из них - возможно, самую первую в нашей стране - поведал в своё время советский математик Яков Перельман. Организатором "лавины", как тогда прозвали такие явления, была одна фирма, торгующая велосипедами.

Реклама велосипедов в дореволюционной газете
Реклама велосипедов в дореволюционной газете

Обычная цена велосипеда у этой фирмы составляла 50 рублей. Но однажды она запустила специальную акцию - велосипед можно было купить всего за десять рублей. Но по особому правилу. Покупатель отправлял десять рублей, а взамен получал четыре билета, которые он должен был подать четырём людям - тоже по десять рублей. Вырученные сорок рублей покупатель также отправлял фирме, и только после этого ему присылали велосипед.

Тот, кто покупал у него билет, мог обменять его у фирмы на пять таких же билетов, продав которые, тоже мог купить велосипед. И так по нарастающей.

Понятно, что в реальности получить желаемую покупку могли лишь немногие, а именно - те, кто находился на верхних ступенях пирамиды. Если первые билеты можно было распространить относительно легко, то с последующими было труднее: желающих их купить становилось всё меньше. По словам Перельмана, если билеты покупали все жители какого-то одного города, то дальше продать их было практически невозможно. Десять рублей в дореволюционные годы были довольно большой суммой: по нынешнему курсу это приблизительно пятнадцать тысяч.

В царское время велосипеды стоили очень дорого
В царское время велосипеды стоили очень дорого

Главный смысл этой пирамиды заключался в том, чтобы фирма могла как можно быстрее продать залежавшиеся велосипеды. Будучи математиком, Перельман отмечал, что людей подводило банальное неумение считать. Дело было не только в невозможности продать столь внушительное число билетов, но и в том, что фирма вряд ли могла за короткое время изготовить или закупить такое количество велосипедов. Уже восьмая ступень пирамиды охватывала 62500 участников - по меркам того времени это население очень большого города.

Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉

Ещё статьи этого автора: