Найти в Дзене
ПиПси

Магическое мышление казнить(,) нельзя(,) помиловать

С точки зрения доказательной психологии (той ее области, где глубинные процессы психики не рассматриваются, как значимые) любые проявления человеческого Я, которые нельзя «посчитать», часто именуются, как научно необоснованные данные, проистекающие из, так называемого, магического мышления человека.

Подобное отношение в нише практической психологии мы можем наблюдать преимущественно у адептов бихевиоральных направлений психотерапии. Например, у тех специалистов, кто опирается в своей практике на когнитивно-поведенческую методологию ─ у такого психолога в кабинете вы не найдете колоду Таро; по крайней мере ─ где-то на поверхности =) Потому что для него, как для приверженца сугубо материалистического взгляда на контакт с психикой человека, различные проективные методики (включая работу с метафорическими картами, с картами Таро и иным инструментарием, стимулирующим работу бессознательной части личности/психики) являются не более, чем
колдовским хрустальным шаром иррациональным способом взаимодействия с миром. А, значит, способом, не имеющим права на существование в практической психологии, как научный базис.

Но тот, кому близка такая позиция, по-моему, кое о чем забывает…

Игнорируя бессознательное (и методы работы с ним), мы лишаем психику права быть целостной

Обозначая архетипические содержания, допустим, тех же карт Таро, в наш материалистичный век, как что-то априорно лженаучное, недостоверное, ненужное практической психологии (как этакий психологический «левак», «эзотернутое», недостойное звания науки, стремное, вводящее в заблуждение…), мы рискуем дискредитировать одну из значимых психоаналитических школ, а именно — аналитическое направление Карла Густава Юнга.

Если для Фрейда (и его последователей) невроз есть подавление инстинктивного в личности со всеми вытекающими компенсаторными последствиями, то для Юнга он ─ подавление религиозной/духовной установки. Тоже ─ со всеми вытекающими ответными реакциями психики.

Если сводить природу человека только к тому, что можно «потыкать палкой» и отследить ответную реакцию, то можно лишить человеческую природу ее целостности.
Акцентируя внимание лишь на сознательных,
поведенческих схемах активности личности (и на их фактических предпосылках), из внимания упускается другой аспект личности, не менее нужный и важный — бессознательный аспект (данный аспект психолог, не закрывающийся от многообразия работающих методов самых разных школ, исследует через аналитику его «продуктов», включая сны).

Ведь, есть в нас вещи, которые (пока?) сложно «измерить», как это умеет делать, допустим, клиническая или нейропсихология с памятью, мышлением, вниманием, эмоциональной сферой и другим сознательным психическим функционалом.
Но оттого бессознательный функционал (все эти трудноизмеримые/неизмеримые вещи в нас с вами) не перестают быть.

Они есть. И мы каждый день живем, опираясь на них точно так же, как и на сознательные механизмы нашей активности.

Скорбь и душевную боль не измерить в килограммах, а любовь ─ в амперах.
Но, тем не менее, они проявляют себя в жизни человека.
Отрицая подобное таинство человеческой души/психе (понятие «психе» в аналитической психологии означает глубинную психику/душу/бессознательную часть Я), мы закрываем глаза на реальную, объективную, уже ни разу не магическую сложность внутреннего мира человека, в том числе, на его вытесненные переживания, которые, несмотря на их подавление в глубины Я, все равно сохраняют за собой контроль над личностью. И такой контроль часто мешает человеку жить комфортно с собой и другими.

А проективные методики, включая колоду Таро, в руках психолога ─ полезная практика, как раз помогающая в работе с бессознательным человека, с его вытесненными переживаниями; помогающая ему решить проблему, с которой он обратился за помощью к специалисту, изучая не только сознательный, поведенческий, поверхностный уровень его жизнедеятельности, но и хтонические, недоступные сознанию составляющие его Я.

На мой взгляд, не стоит, являясь психологом, порицать подобные возможности, не только игнорируя тем самым методологию мощной аналитической мат части, но и дистанцируя себя от расширения своих профессиональных границ, как специалиста помогающей профессии.