Друзья, делюсь с вами особенно для меня примечательной газетной заметкой «Московской правды» от 6 июля 1957 года, рассказывающей о Дулёвском фарфором заводе в честь его 125-летия. На фото-снимке: скульптор Аста Бржезицкая за росписью своей скульптурной композиции «Гулливер у лилипутов». 5 июля Аста Давыдовна праздновала свой день рождения.
Пареньков Ан. Мастера русского фарфора. Дулёвскому заводу – 125 лет // Московская правда, 1957. – № 157 (11374), от 6 июля. – С. 3.
Сразу за Орехово-Зуевом начинаются Муромские леса. В прошлом дремучие, с толями болот, они сохранили прелесть тихих перелесков, звонкое разноголосье ручейков, неповторимую красоту берёзовых рощиц, вокруг которых стоят могучие кедры и дубы. Вот в этих местах и расположен городок Дулёво.
Дулёво славится прежде всего своим фарфоровым заводом, которому сегодня исполняется 125 лет. Мы идём по улицам принарядившегося к юбилейному дню городка. Главный художник завода Пётр Васильевич Леонов рассказывает об истории. предприятия:
– Ещё в начале прошлого столетия крестьяне окрестных деревень делали разную посуду из имеющейся здесь «белой глины» – каолина. В 1832 голу житель деревни Ново-Харитоньево Терентий Кузнецов арендовал у лесника Дулёва пустошь, на которой и наладил кустарный заводик с пятью-шестью мастерами. Впоследствии Терентий, а затем его сыновья и внук Матвей Кузнецов расширили предприятие, сделали его крупнейшим в Европе.
Уже во второй половине прошлого века дулёвский фарфор получил широкую известность. На всемирных парижских выставках 1872 и 1900 годов заводу присуждалась высшая награда – «Большой приз».
Неоднократно предприятие завоёвывало награды и в годы Советской власти. Например, на Всемирной парижской выставке 1937 года его изделия вновь удостоились приза, а девять художников получили Большие золотые медали.
В цехе обжига нам показали статуэтку «Балерина», отливающую нежной голубоватой лазурью. Непостижимым кажется тонкое искусство мастера, вылепившего из фарфоровой массы прозрачное кружево балетной юбочки. Не менее восхищает и мастерство обжигальщика. Вылеплена и обожжена статуэтка молодыми мастерами.
Начальник туннельных печей Сергей Савельев приглашает нас на участок молодёжной комплексной бригады Ивана Борисова. Бригадира мы застали у печи. Это отличный мастер. Он успешно руководит большим коллективом, занятым на обработке хрупких изделий. Но в искусстве обжига Борисов все ещё продолжает считать себя учеником старейшего обжигальщика завода Фёдора Васильевича Мартишина. Вероятно, поэтому, показывая нам работу печи, он всё время говорит: «А в этом случае Фёдор Васильевич делает так... А в этом – вот так ….». Различные «случаи» при обжиге фарфора возникают то и дело, и нужно большое умение, чтобы вовремя найти верное решение.
На Дулёвском заводе построены новые печи непрерывного действия. Когда смотришь на вагонетки с изделиями, одна за другой скрывающимися в этих печах, невольно вспоминаешь туннель метро. Впрочем, печи так и называются – туннельными.
Сквозь синие стекла заглядываем в сверкающее пламенем отверстие печи. Стоящий рядом Мартишин чётко отдаёт команды:
– Убавить длину языков пламени в первой зоне!.. Поднять температуру во второй!.. Ускорить движение вагонеток!..
По тому, как часто сменяют друг друга эти команды, как сосредоточен мастер, видишь всю сложность и тонкость этого дела.
Недавно новаторы завода начали обжигать фарфор на открытых для пламени вагонетках – «этажерках», не замуровывая печей. Это даёт возможность обжигать за день до 150 тысяч изделий, сберегает много топлива и времени. Но стоит обжигальщику допустить просчёт, и пламя фарфора, изделие тотчас же покоробиться. В работе Ф. Мартишина, И. Борисова и других мастеров – это весьма редкое явление.
Каждого приезжающего на завод влечёт к живописцам. Это естественно. В их руках вещи приобретают тот самый вид, который они имели в замыслах скульптора или художника.
– Побывайте прежде всего на участке фестивальных сувениров,– посоветовали нам. — Там вы увидите много интересного...
Мы словно перенеслись в мир поэтической русской сказки. Вот «Садко» с гуслями на вспененной морской волне. Рядом – красавица Волхова и струги с распущенными парусами.
Здесь же «Хозяйка Медной горы с ящерками», «Каменный цветок», «Танюша – Степанова дочка с малахитовой шкатулкой», «Иванушка с Коньком-Горбунком и Жар-птицей» и многое другое.
Особенно хороши Фестивальные сувениры, созданные на темы наших дней. Старейший художник Александр Иванович Прохоров, работающий на заводе пятьдесят восьмой год, к юбилею своего предприятия закончил расписывать вазу, которую назвал «Голуби мира». Хорошей памятью о Москве, о днях фестиваля молодым зарубежным гостям будет скульптурная композиция «Фестивальный хоровод»: в радостной пляске – русский, китаец и негритянка.
Коллектив Дулёвского завода решил к открытию фестиваля изготовить 300 тысяч сувениров 68 образцов. Но уже в канун 125-летнего юбилея завода готово 250 тысяч сувениров. Соревнование в честь 40-летия Октября приносит всё новые и новые успехи.
…Мы выходили с завода вечером вместе с весёлой, шумной группой молодых живописцев. Екатерина Веселова, руководитель молодёжной бригады, торопила подруг:
– Быстрее, девушки. Опоздаем на вечер встречи с ветеранами завода. Нужно как следует поздравить наших учителей с юбилеем. Они это заслужили!
Подписывайтесь на мой канал,давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив