Найти тему

Что есть духовная жизнь или правила духовной жизни согласно Священному преданию, коим являются исключительно канонические правила Церкви

Продолжая разговор о необходимости частого или как говорят сверх-частого причащения на каждой литургии, о чем говорят канонические правила Православной Церкви, стоит сказать, что согласно Священному преданию, постоянное причащение - есть основа духовной жизни.

При этом часто возникает возражение, что причащаться нужно только подготовленным. Я с этим полностью согласен и ни в коем смысле его не отвергаю.

Если я утверждаю, что согласно каноническим православным правилам мы должны причащаться на каждой литургии, а также лично свидетельствую о высочайшем благодатном действии частого причастия на всю христианскую жизнь, это не значит, что я говорю, что не нужно к причастию готовиться. Необходимость часто причащаться, т.е. на каждой литургии не отменяет подготовку ко причастию.

Священным преданием, которое является Богодухновенным, признается не все творения Святых Отцов, Жития, проповеди и прочее, высказанные за весь период существования Церкви, а только канонические правила Вселенских Соборов. Цитата "письменное наследие св. отцов при всей их несомненной авторитетности не рассматривается наравне со Свящ. Писанием как сочинения богодухновенные. Только утверждение тех или иных вероучительных положений, догматов на Вселенских Соборах с провозглашением отцами соборной формулы «изволилось Духу Святому и нам» должно быть признано за выражение Откровенной истины, а значит, позволяет подходить к ним с позиции Богодухновенности". https://www.pravenc.ru/text/149471.html

Следовательно, только правила Вселенских соборов, Поместных Соборов приравненных к Вселенским, правила Отцов Церкви, и Апостольские Правила являются каноническими и обязательными к исполнению всеми членами церкви.

Собор
Собор

При этом 99% церкви (условно) - это миряне, и лично к ним применяются и являются обязательными к выполнению следующие правила, которые и составляют правила духовной жизни мирян, обязательных к выполнению:

  1. Правила святых апостолов: 9,24,31,41,48,51,57,60,62, 63, 64,65, 66,67,69,70,71,72,73,84,85 (21 правило для мирян)
  2. Правила Святого Первого Вселенского Собора (Никейского): 10,11,13,14,20 (5 правил для мирян)
  3. Правила Святого Второго Вселенского Собора (Константинопольского): 1 (1 правило для мирян)
  4. Правила Святого Третьего Вселенского Собора (Ефесского):6,7 (2 правила для мирян)
  5. Правила Святого Четвертого Вселенского Собора (Халкидонского):1,4,8,16,27 (5 правил для мирян)
  6. Правила Святого Пято-шестого Вселенского Собора (Трулльскаго): 2,4,5,11,40,41,42,43,47,50,51,52,53,54,55,56,57,58,59,60,61,62,63,64,65,66,67,68,69,70,71,72,73,74,75,76,77,78,79,80,81,85,86,87,88,89,90,91,92,93,94,95,96,97,98,100,101 (57 правил для мирян)
  7. Правила Святого Седьмого Вселенского Собора (Никейского):9,13,17,22 (5 правил для мирян)
  8. Правила Святого Поместнаго Собора Анкирского: 4,5,6,7,8,9,16,17,20,21,22,23,24,25 (14 правил для мирян)
  9. Правила Святого Поместнаго Собора Неокессарийского: 3,4,5,6,7,8 (6 правил для мирян)
  10. Правила Святого Поместнаго Собора Ганргскаго: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21 (21 правило для мирян)
  11. Правила Святого Поместнаго Собора Антиохийскаго: 1,2 (2 правила для мирян)
  12. Правила Святого Поместнаго Собора Лаодикийскаго: 1,2,3,4,14,27,28,29,30,31,32,33,34,35,37,38,39,44,50,51,52,53,55,59,60 (25 правил для мирян)
  13. Правила Святого Поместнаго Собора Карфагенскаго: 1,5,8,18,33,51,52,77,94,129 (10 правил для мирян)
  14. Правила Святого Собора Константинопольскаго двукратного: 8,10,17 (3 правила для мирян)
  15. Правила Святого Поместнаго Собора, бывшего в храме Премудрости Слова Божия: 3 (1 правило для мирян)
  16. Правила Святого Диониссия, архиепископа Александрийскаго: 2,3,4 (3 правило для мирян)
  17. Правила Святого Григория, архиепископа Неокессарийскаго: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 (12 правил для мирян)
  18. Правила свмч. Петра , архиепископа Александрийского:1,2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,13,14,15 (14 правил для мирян)
  19. Правила Святого Афанасия, архиепископа Александрийскаго: 1,2 (2 правила для мирян)
  20. Правила Святого Василия Великого: 1,2,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,18,20,21,22,23,24,25,26,28,29,30,31,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,45,46,48,49,50,52,53,54,55,56,57,58,59,60,61,62,63,64,65,66,67,68,72,73,74,75,76,77,78,79,80,81,82,83,84,85,86,87,88 (77 правил для мирян)
  21. Правила Тимофея, епископа Александрийского: 1,2,3,4,5,6,7,8,10,12,13,14,15,16,17,18 (16 правил для мирян)
  22. Правила свт. Амфилохия Иконийского: 1 (1 правило для мирян)
  23. Правила свт. Григория Нисского: 1,2,3,4,5,6,7,8 (8 правил для мирян)
  24. Правила Феофила, архиепископа Александрийского: 1, 11,13,14 (4 правила для мирян)
  25. Правила свт. Кирилла Александрийского: 5 (1 правило для мирян)

Итого 316 правил, которые должны выполнять миряне, не включая дополнительные правила, включенные некоторыми толкователями дополнительно.

А всего 783 канонических правил.

Наверное может показаться, что правила относящиеся к клиру Церкви, т.е. к чтецам, певцам, диаконам, священникам, епископам также не соблюдаются во всей мере, поэтому и мы не будем соблюдать. Но может поэтому они клиром не могут соблюдаться, потому что 99% церкви, т.е. миряне, не соблюдают свои правила.

Как бы не хотелось подтянуть многие другие правила, изречения, учения, множества других святых отцов и начать все их выполнять, и в этом считать благочестие и истинность православия, это не получится.

С точки зрения Священного предания, которое является Богодухновенным и в которое входят только канонические правила, это будет невозможно, не нужно, и даже вредоносно.

Не можем же мы одновременно тренироваться у разных тренеров, у каждого свой опыт и своя методика. Но есть общие правила, которые обязаны соблюдать - например обязательно нужно кушать, чтобы спортивные показатели росли. Будучи юношей я пытался голодать, и мои спортивные показатели сразу стали падать.

Также и в духовной жизни, чтобы мы хотя бы поддерживались на одном уровне, мы должны 1 раз в неделю причащаться, в крайнем случае можно согласно Правил пропустить 2 воскресных дня, т.е. причащаться 1 раз в 3 недели, если так ходим на литургии. Если реже - то это уже подлежит отлучению, что является юридическим актом. На духовном же уровне мы сами себя отлучили, сами лишили себя пищи духовной, так какие мы показатели улучшения своей нравственности, своей души, своего сердца можем достичь? Они будут только падать, наши духовные силы будут незаметно для нас подтачиваться, а вера слабеть. Так с редким причащением, у кого за год, у кого за 5, у кого за 20 происходит охлаждение к вере, забвение даже ветхозаветных заповедей. Это мы повсеместно наблюдаем - те, кто в церкви уже 10-20-30 лет.

Лично свидетельствую, после 20-25 лет пребывания в церкви и имея редкое причащение, наблюдал в себе и у своих друзей и знакомых православных крайне низкое влачение христианского духа, на уровне его отсутствия с непродолжительными всплесками. Но только стоило начать причащаться на каждой литургии, стали появляться силы меньше грешить, не грешить, бороться со грехом, некоторые грехи просто стали исчезать, появилось видение многих мелких грехов, стала видна сама падшесть человеческой природы, какая есть у всех у нас, чрез это такие грехи как осуждение, гордость, тщеславие тоже стали иметь меньше пищи. Но это все я бы сочел за ничтожество по сравнению с тем, что в сердце воцаряется Христос. И Именно Христос и творит все сие внутри человека.

При этом сама подготовка ко причастию не является сейчас трудновыполнимой, она является желанной, так как когда она выполнена с сокращением молитвенного правила, то ощущается это и хочется в следующий раз непременно всеми молитвами помолиться. Внутреннее исследование совести ежедневное и перед причастием становится также желанным и естественным, поэтому исповедь не трудна. Вся неделя фактически является либо подготовкой ко причастию, либо к сохранению себя после причастия.

Христом, причастием наполняется жизнь и становится ее центром.

Потом обнаруживаешь, что все житейские заботы начинают сообразовываться, решаться, меняться - все начинает помогать нашей христианской жизни, т.е. жизни во Христе. И это вполне достижимо и не является чем-то недоступным в наше время. Христос все тот же. И Христос постоянно пребывает с нами, сходит каждый день в сотни тысяч храмов в Святые Чаши и входит в сердца людей.

Христос Воскресе!