В предыдущей заметке рассматривалась объективистско-реалистская гносеологическая модель. Она неплохо подходит к обыденной жизни в рамках наивного реализма. В обыденном мире люди окружены объектами (природными и сделанными людьми) и используемый язык отражает происходящее с этими объектами. Суждение ‘мясо зажарилось’ истинно, если оно соответствует соответствующему положению дел. Это можно проверить непосредственно, а в случае необходимости подождать, пока положение дел не придет в соответствие с ожиданиями.
В то же время в предыдущей заметке было отмечено, что использование этой модели для научных объектов проблематично. Попробуем применить для них вторую гносеологическую модель из книги Бряник: конструкционистскую гносеологическую модель. В ее рамках познание отождествляется с конструированием или изобретательством. Знанием становится сама созданная конструкция; можно сказать, что знание — это построенная научная модель. Истинность связывается с непротиворечивостью — появляется когерентная концепция истины.
Конструирование или изобретательство принадлежит обыденной жизни. Поэтому ниже будут использоваться обе гносеологические модели совместно. Для краткости они будут именоваться объективизмом и конструкционизмом соответственно.
Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2023/05/nauchnyi-antirealizm-ogm.html