Найти тему

Возникновение заикания на фоне длительных угнетающих, психотравмирующих условий.

Следующий вариант возникновения патологических условных рефлексов – на фоне длительных угнетающих, психотравмирующих внешних условий.

«У бухгалтера возникли «спазматические движения, возникающие в кисти правой руки при письме, что проявляется главным образом при подписывании им банковских чеков, особенно если это происходит при посто­ронних лицах. Помимо дрожания руки и судорожного сведения паль­цев, наблюдается также непроизвольное отбрасывание их в сторону»

Спазматические движения в кисти правой руки возникли у бухгалтера в обстановке крайне напряжённой и нервной работы. Несомненно, эти «неполадки» с правой рукой в дальнейшем держали бухгалтера в нервном напряжении, потому что именно правой рукой он подписывал очень важные документы. И после того, как по его вине произошла порча чека на крупную сумму – на фоне этого нервного истощения - возник патологический условный рефлекс.

На том же Форуме (Форум о заикании - Stuttering - Независимый сайт о заикании) участница форума MARIA – ознакомила всех с отрывком из интересной статьи.

"Научить заикаться"

"Авторы этого исследования, проведенного в 1939 году – У. Джонсон и М. Якобс – были даже не психологами, а логопедами. Как бы то ни было, в историю их опыты над 22 детьми-сиротами вошли как «эксперимент монстров». Чтобы доказать, что заикание – не врожденный, а приобретенный недостаток, исследователи решили вызвать его искусственно. Детей разделили на две группы. Первых за правильную речь хвалили и всячески поощряли, вторых… высмеивали за малейшую оплошность. В результате у последних выработалось заикание, избавиться от которого они не могли всю жизнь. Уотсон, успешно лечивший заикание у других детей, оказался в данном случае бессильным – как и все остальные его коллеги. Спустя 60 с лишним лет университет Айовы принес официальные извинения пострадавшим в ходе эксперимента".

(Из статьи "Эксперимент в психологии: как далеко можно зайти" на сайте Милосердие.ру).

Врачи, конечно же проявили вопиющую безответственность. Постоянное ожидание насмешек,

издевательств – расшатывало нервную систему детей. И на этом негативном фоне – ещё один испуг и неудачная попытка при этом что-то сказать - и возникает патологический условный рефлекс – заикание.

Участница форума Stuttering - Ayudanta рассказала свою историю возникновения заикания:

«Заикаться я начала где-то с 3-х лет. Я-то сама не помню, что стало причиной, но родные утверждают, что у меня в яслях была воспитательница, которая мучила всех детишек. За достоверность я не ручаюсь, но помню, что когда видела её на улице, то с криком и плачем перебегала на другую сторону».

Судя по всему – «добрейшая» воспитательница создала детям условия не хуже, чем «любознательные» У. Джонсон и М. Якобс – для своих подопечных.

У детей, которые живут в постоянной стрессовой обстановке (постоянные ссоры родителей дома или не сложившиеся отношения с одноклассниками в школе и т.д.) заикание может так же возникнуть без яркой внешней причины.

Переучивание "левшей" создаёт детям длительную дискомфортную ситуацию.

И, какое-то неприятное событие в этот период, может спровоцировать заикание.

Ещё пример участника форума под ником Kratos:

"Точных данных нет. Оба родителя уверены что заикание возникло с 2 лет. Хотя до этого я какие то стишки рассказывал нормально. Затем мнения разделились. Мать утверждает что меня прокляла моя бабка по линии отца( его мать). Отец утверждает что я долго плакал из за того что разрезали банан не так как я хотел... Но все это не важно. Дома вечные скандалы были и ссоры, даже сейчас приезжая домой меня все и всё раздражает, и там заикание усиливается в несколько раз."

Постоянные ссоры и скандалы родителей создали очень серьёзную нагрузку на психику ребёнка. И однажды, когда родители ( полностью озабоченные выяснением отношений друг с другом) не обратили никакого внимания на его просьбу разрезать банан так, как ему хотелось – произошёл нервный срыв.

Обиженный полным невниманием к его просьбе – ребёнок рыдал и, видимо, пытался что-то объяснить родителям. Но, нервное напряжение и рыдания – мешали ему это сделать. Возник испуг, и патологический условный рефлекс закрепил напряжение речевого аппарата.