Традиционно принято считать, что история видеоарта начинается с 1965-года. Именно тогда в продаже появилась первая портативная бытовая камера Sony Portapack.
Однако утверждать, что до этого момента художники не пробовали себя на экране будет ошибочно. Многие авангардисты 1920-х видели в кинематографе средство для расширения живописной эстетики. Ганс Рихтер с 1921-го по 1925-й снял серию фильмов с увеличивающимися и уменьшающимися квадратами, меняя одновременно их цвет: «Ритм 21», «Ритм 23» и «Ритм 25». Вальтер Руттманн обратится к «живому материалу» и снимет для студии УФА «Берлин: симфония большого города» (1927). Оскар Фишингер после эмиграции в США работал с Уолтом Диснеем над «Фантазией» (1940). Кино как средством интересовались не только абстракционисты. Помимо визионерских экспериментов «чистых форм» свои фильмы снимали сюрреалисты, дадаисты, футуристы и представители всех известных -измов. Среди них такие важные для XX века художники, как Фернан Леже, Мэн Рэй, Марсель Дюшан.
Но с приходом звука и ростом индустрии кинематограф все больше обосабливался, работы художников не могли стать массовым увлечением, как мечталось авангардистам. Искусство вернулось в музеи, кинематограф — к широким массам в кинотеатры.
Золотой век Голливуда постепенно сменился эрой телевидения, которое к 1950-м достигло расцвета. С наступлением эры видео отношения художников с кино перешли на новый уровень. Ручная камера и портативный видеомагнитофон с пленкой 0,5 см — в противопоставление телевизионной пятисантиметровой пленке — сделали искусство движущихся образов еще более доступным.
Начиная с 60-х в истории видео искусства можно выделить следующие основные этапы развития:
1. Ранние видеоарты (1960-е годы): первые эксперименты с созданием изображений на экране телевизора с помощью электронных устройств. Это привело к созданию новых форм искусства, таких как видеоинсталляции и видеоартистические произведения.
2. Аналоговая видеотехника (1970-е годы): в этот период появились первые видеокамеры и видеомагнитофоны, что позволило художникам и дизайнерам создавать более сложные и детальные видеоартистические произведения.
Произведения художников 1960-70-х годов отличаются хлестким юмором и эпатажностью. Художник Вольф Фостель устраивал хэппенинги, на которых телевизоры забрасывали кремовыми тортами («TV Burying», 1963), обвязывали колючей проволокой, торжественно погребали и даже расстреливали из автоматов («Nein-9 Decollagen», 1963).
3. Цифровая видеотехника (1980-е годы): в этот период появилась возможность записывать и обрабатывать видео в цифровом формате, что позволило создавать более качественные и профессиональные видеоартистические произведения.
4. Видеоинтернет (1990-е годы): развитие интернета поспособствовало распространению и показу видеоартистических произведений в онлайн-режиме, что привело к расширению аудитории и возможностей для художников.
5. Интерактивная видеоартистика (2000-е годы): с развитием технологий интерактивности появилась возможность создавать видеоарты, которыми можно управлять и взаимодействовать с ними. Это привело к созданию новых форм искусства и экспериментов с взаимодействием зрителя и произведения.
6. Видеоартистические инсталляции (2010-е годы): технологии проекции и дисплеев дали возможность создавать большие и сложные видеоинсталляции, которые могут занимать целые помещения и создавать новые визуальные эффекты и впечатления.
Несмотря на то, что видеоарт и кинематограф и имеют много общих черт, стоит упомянуть, что все-таки это два разных направления в искусстве. Основное отличие заключается в том, что видеоарт нацелен на создание художественного произведения, которое может быть экспонировано в галерее или музее, а кинематограф создает фильмы для широкой аудитории в кинотеатрах или на телевидении. Видеоарт может использовать более экспериментальные и нестандартные методы и форматы, чем кинематограф, и не обязательно иметь четкую сюжетную линию. Кроме того, видеоарт часто ориентирован на размышления и восприятие зрителем, а не на развлечение.
Сегодня видеоарт продолжает развиваться и привлекать внимание как художников, так и зрителей. С появлением новых технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, художники могут создавать более интерактивные и увлекательные проекты. В целом, видеоарт продолжает развиваться и находить новые способы использования для выражения художественных идей и создания уникальных опытов для зрителей.
Спасибо, что дочитали эту статью до конца. Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал.