Найти тему

ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ (ч.7): НАСТАВЛЕНИЯ О ЕГО СЛУЖЕНИИ

“ИДИ В ВАВИЛОН”

“И поднял меня дух, и я слышал позади себя великий громовой голос: «Благословенна слава Господа от места своего!» — и также шум крыльев живых существ, соприкасающихся одно с другим, и стук колёс подле них, и звук сильного грома. И дух поднял меня и взял меня. И шёл я в огорчении, с встревоженным духом, и рука Господня была крепко на мне. И пришёл я к переселённым в Тель-Авив, живущим при реке Ховар, и остановился там, где они жили, и провёл среди них семь дней в изумлении” (Иез. 3:12-15).

Стихи 12, 13. Иезекииль уже получил поручение. Теперь дух (ст. 12), наполнивший и укрепивший Иезекииля, перенёс его к месту его служения. Пришло время приниматься за работу. Между тем перед Иезекиилем снова промелькнуло удивительное видение из главы 1 — живые существа и громовой голос. Неудивительно, что этот голос позади него сказал: “Благословенна слава Господа от места своего”. Место, где Господь явил Себя в видении — со сводом, престолом и другими компонентами славы, — служит ярким напоминанием о Божьей “славе”.

Стих 14. Иезекииль шёл “в огорчении, с встревоженным духом”. Под этим может иметься в виду как его праведный гнев по поводу греховности народа, так и его негодование из-за того, что ему поручили такое безнадёжное дело. Подобные чувства иногда переживал Иеремия (см. Иер. 20:7-10). Первое представляется лучшим вариантом: Иезекииль в результате небесного видения теперь разделял праведный гнев Бога. Он принимался за служение с сердцем, полным “огорчения”, что этот народ — его народ — может быть таким упрямым и противящимся своему единому истинному Богу. Его собратья израильтяне будут насмехаться нам ним и преследовать его; даже друзья и родные оттолкнут его и отвергнут его проповеди. Но несмотря ни на что рука Господня давала силы, необходимые Иезекиилю для того, чтобы идти дальше.

Стих 15. Придя туда, где жили переселённые, Иезекииль провёл среди них семь дней. Возможно, Бог дал Иезекиилю это время, чтобы он привык к роли пророка. Более вероятно, что Бог хотел, чтобы он точно оценил духовное и эмоциональное состояние людей. Каждому проповеднику, прежде чем он сможет установить отношения с людьми и возвестить им истину, которая затрагивала бы их там, “где они живут”, необходимо сначала понять их.

Дух привёл Иезекииля в Тель-Авив, место еврейского поселения вдоль берегов реки Ховар в Вавилоне. На халдейском языке “Тель-Авив” означает “холм, образованный потопом”, на древнееврейском — “груда колосьев”, а на ассирийском — “куча песка или камней”.

Иезекииль пребывал в том месте в изумлении. В некоторых переводах Библии это слово относится к соотечественникам Иезекииля: “вызывая испуг своих соотечественников”. Однако это неточный перевод. Употреблённое здесь еврейское слово (от корневой основы шамем) является причастием и означает “брошенный, повергнутый в ужас... проявляющий страх”. Следовательно, это описывает состояние самого Иезекииля среди переселённых. Он был потрясён, охвачен страхом, смешанным с удивлением, от увиденного и услышанного.

“БУДЬ СТРАЖЕМ”

“По прошествии же семи дней было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: "Смертью умрешь!", — а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрёт в беззаконии своём, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрёт в беззаконии своём, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу перед ним преткновение, и он умрёт, то, если ты не вразумлял его, он умрёт за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлён, и ты спас душу твою»” (Иез. 3:16-21).

Стихи 16, 17. Фраза “слово Господа” встречается в этой книге шестьдесят раз. Ранее Бог поручил ему проповедовать лишь Его слово (3:4). Теперь Иезекииль получил это слово. Однако начинается оно не столько с вести для проповеди, сколько с предупреждения об ответственности пророка. Бог видел его в качестве стража. Этот образ часто применяется к Божьим пророкам (см. Ис. 52:8; 56:10; 62:6; Иер. 6:17; Ос. 9:8; Мих. 7:4). Стражи, стоявшие в стратегических местах на городских стенах, следили за тем, не грозит ли откуда опасность. Они обеспечивали безопасность города. Когда эти дозорные замечали опасность, они должны были немедленно предупреждать людей, чтобы те могли к ней подготовиться. В применении к пророку это очень сильный образ. Иезекииль получил задание быть начеку в отношении Божьего слова и ставить людей в известность об опасности непослушания. Он должен был вразумлять их относительно последствий греха и неизбежного Божьего суда, если они будут продолжать пренебрегать Его волей. Истина, которую здесь следует усвоить, состоит в том, что истинный страж — Бог. Его пророки просто действуют как слуги истинного стража.

Стих 18. “Когда Я скажу...” Люди должны были слушать Иезекииля, потому что это говорил Бог, а не Иезекииль. Он не высказывал свои собственные соображения и не говорил по собственному желанию, как делали вокруг него лжепророки. Когда Всемогущий сказал, что беззаконник умрёт, Он поручил Своему пророку вразумлять его, говорить, чтобы остеречь беззаконника. Эти две фразы показывают, что пророк должен был — чем дальше, тем больше — возвышать голос, то есть проповедовать слово. Предупреждение было: “Смертью умрёшь”. В то время как лжестражи (лжепророки) зачастую возвещали о мире (Иер. 6:14; 8:11), истинный пророк был обязан разъяснять печальную действительность. Смерти не избежать. Если страж не предостережёт обманывающегося слушателя, тот умрёт в беззаконии своём.

Бог требовал от Своего стража, чтобы тот предупреждал о надвигающейся опасности. Если он не выполнит эту задачу, Бог возложит на него ответственность за последующую погибель. В этом случае страж будет виновен в неповиновении Божьему повелению, а неповиновение приводит к смерти. В контексте слово “умрёшь” относится только к физической смерти. Александр пишет:

“Под «жизнью» и «смертью» в данном контексте следует понимать жизнь и смерть физическую, а не вечную. Понятие жизни и смерти в Моисеевом завете — это в первую очередь понятие физическое. Моисеев завет был дан, чтобы направлять тех, кто уже имел общение с Богом по вере (Лев. 18:5; Втор. 4:37-40; гл. 6; 7:6-11; 10:15-17; 30:15-20). Исполняя эти заповеди, евреи могли жить праведно и свободно (Лев. 18:5; Втор. 16:20; ср. Ин. 14:15). Но если они проявляли неповиновение, то обычным следствием были сокращение жизни и физическая смерть”.

Проповедь Слова Божьего — дело нелёгкое. Это огромная ответственность, и страж должен добросовестно относиться к данному ему поручению.

Иезекииль должен был предостерегать весь “дом Израилев” (ст. 17; 33:7). Употребив слово “дом” в единственном числе, Бог не имел в виду, что Иезекииль был обязан предостерегать каждого человека в отдельности. Он пояснял принцип, заключённый в показательном уроке о страже в 33:2-6.

Стих 19. Задачей пророка было вразумлять, говорить, чтобы остеречь, так чтобы были живы обречённые. Если он не сделает этого, то лишится своей собственной жизни. Если беззаконник был предостережён, но не внял предупреждению, он умрёт в беззаконии своём. Человек, не оставивший беззаконного пути, — был он предупреждён или нет — умрёт из-за своего беззакония. Однако верному пророку, который предостерегал виновных, Бог сказал: “Ты спас душу твою”.

Бог уже говорил Иезекиилю, что эти люди упрямы и мятежны и что они не будут слушать его. Этот отрывок показывает, как Бог заверил Иезекииля, что он не будет нести ответственность за их нежелание внять его словам. Проповедник не отвечает за то, отвергают его благовестие или принимают. Он ответственен лишь за возвещение благой вести. Об этом же Господь говорил и в Иер. 6:17:

“И поставил Я стражей над вами, сказав: «Слушайте звук трубы». Но они сказали: «Не будем слушать»”.

Стих 20. Теперь обязанности стража расширяются. От него требуется также, чтобы он вразумлял праведника, который отступит от правды своей. Бог не хочет, чтобы кто погиб (18:23, 32; 2 Пет. 3:9; 1 Тим. 2:4); но если кто-либо отвернётся от Него, Он позволит ему сделать это (2 Фес. 2:9-12; 3 Цар. 22:22; Рим. 1:24, 26, 28). Он даже поставит преткновение:

“Хотя это является традиционным толкованием еврейского слова миксол, его значение здесь ближе к слову «бедствие» — не повод согрешить, а причина падения и гибели. Ср. Иер. 6:21: «Я полагаю пред народом этим преткновения (бедствия, которые погубят их), и преткнутся о них отцы и дети вместе, сосед и друг его, и погибнут»” (Гринберг).

В Библии часто повторяется, что когда человек не стремится поступать праведно, но хочет делать дурное и верить в неправильное, тогда Бог поможет ему идти по пути к погибели. Тейлор утверждает:

“Здесь говорится не о том, что Бог намеренно старается заставить праведного споткнуться и с грохотом упасть наземь, а о том, что Он оставляет на пути людей возможности для греха, с тем чтобы, если их сердце помышляет о грехе, они могли совершать его и таким образом заработать своё осуждение. Нет такого смысла, в каком преткновение неизбежно: оно всегда предполагает нравственный выбор, да к тому же и страж со своим словом предостережения был рядом и указывал, где и что было камнем преткновения”.

Учение о невозможности отступничества не является библейским ни в отношении Ветхого, ни в отношении Нового Завета. Бог предоставляет людям свободу нравственного выбора. Даже те, кого Бог некогда считал “праведными”, могут оставить праведный путь и совершить беззаконие.

Стих 21. Здесь описан самый лучший результат, который только возможен: “Праведник жив будет, потому что был вразумлён”. Поэтому проповедники и проповедуют. Они всегда надеются, что благая весть упадёт на благодатную почву, так что некоторые люди откликнутся и станут жить в верности Богу.

В этом разделе всё время подчёркивается идея личной ответственности. Как было отмечено во введении, это ключевая идея книги. Хотя люди иногда в своей судьбе винят других (см. гл. 18), ясно, что каждый лично будет держать ответ за свои решения.

Посмотрите на четыре возможные ситуации, связанные со стражами:

1. Стражи не выполняют свои обязанности (ст. 18).

2. Стражи предостерегают, но не получают положительного отклика (ст. 19).

3. Стражи не предостерегают тех, кто отступился от веры (ст. 20).

4. Стражи предостерегают праведных, которые отступились от веры, и те внимают этому предостережению (ст. 21).

И есть четыре соответствующих результата для стражей и тех, к кому они обращались:

1. Стражи погибнут и беззаконники погибнут.

2. Стражи будут спасены, а беззаконники погибнут.

3. Стражи погибнут и праведники, ставшие беззаконниками, погибнут.

4. Стражи будут спасены и праведные слушатели будут спасены.

“ЗАПРИСЬ”

“И была на мне там рука Господа, и Он сказал мне: «Встань и выйди в поле, и Я буду говорить там с тобой». И встал я, и вышел в поле. И вот, там стояла слава Господня, как слава, которую видел я при реке Ховар. И пал я на лицо своё. И вошёл в меня дух, и поставил меня на ноги мои, и Он говорил со мной и сказал мне: «Иди и запрись в доме твоём. И ты, сын человеческий, — вот, возложат на тебя узы, и свяжут тебя ими, и не будешь ходить среди них. И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они — мятежный дом. А когда Я буду говорить с тобой, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: "Так говорит Господь Бог!" Кто хочет слушать — слушай; а кто не хочет слушать — не слушай: ибо они — мятежный дом»” (Иез. 3:22-27).

Стих 22. После того как Иезекииль увидел греховность народа и необходимость в верном свидетеле, он был отозван, чтобы “поразмыслить над этим”. И снова он увидел “славу Господню”. Альберт Барнс так передаёт суть этого события:

“Новое явление славы Господней [призвано] внушить Иезекиилю ещё одну особенность его служения. Теперь ему надлежит усвоить, что есть не только время говорить, но и время хранить молчание, и что то и другое от Бога. Это убедительно показывает авторитетный характер и божественное происхождение высказываний еврейских пророков”.

Стих 23. Этот стих рассказывает не о видении из гл. 1, а сообщает о сходном явлении. По-видимому, это не более как “мини-видение”. Тем не менее, Иезекииль повёл себя точно так же: он пал на лицо своё. Наблюдение славы Господней во второй раз не уменьшило благоговейного страха перед этим событием. Видение по-прежнему лишало сил и смиряло благочестивого пророка.

Стих 24. После видения Бог, по-видимому, отсылает Иезекииля в его собственный дом, чтобы начать первый урок, который Он хотел преподать пророку. Иезекиилю было сказано: “Иди и запрись в доме твоём”. В него вошёл Дух и направил его туда. Запирание в доме символизировало лишение свободы, которое претерпит Иезекииль.

Стих 25. Слова “возложат на тебя узы” можно рассматривать либо буквально, либо в переносном смысле. Нет никаких письменных свидетельств о заточении Иезекииля, а образное значение указывало бы на то, что Иезекииль не мог передавать свою весть. Иисус не совершил никаких удивительных чудес в Своей родной области из-за неверия людей (Мк. 6:5, 6). Они, в сущности, связали руки Иисуса. Возможно, это же произошло и с Иезекиилем. Другие видят в этих узах ярчайший пример упрямства и неповиновения народа. Они были столь решительно настроены против Божьего слова, что готовы были на крайние меры — даже связать принесшего это слово. Будучи в узах, Иезекииль не мог ходить среди них. Вследствие этого тем людям, которые хотели получить весть от Бога, придётся идти к Иезекиилю (см. 8:1; 14:1, 2; 20:1).

Стих 26. Пророку также было сказано, что он онемеет. Цель этого молчания не допустить, чтобы Иезекииль был обличителем их.

“Гораздо убедительнее и реалистичнее будет истолковать это как ритуальное онемение или как данное свыше повеление отказаться от всенародного возвещения, кроме как под непосредственным водительством Божьего слова. С этого момента Иезекиилю предстояло быть только устами Яхве и ничем больше. Когда он говорил, то потому, что Бог хотел что-то сказать; когда он молчал, то потому, что молчал Бог” (Тейлор).

Люди заставят Иезекииля замолчать, закрыв свой разум для Божьего слова (потому что они — мятежный дом). В свою очередь, Бог заставит пророка замолчать, не позволив на время ему говорить. Однако Бог сказал Иезекиилю, что тот не всегда будет безмолвствовать (24:27; 33:22). Он будет освобождён от этого после того, как весть о разрушении Иерусалима достигнет Вавилона (см. 29:21).

Александр полагает, что “онемение” Иезекииля длилось около семи с половиной лет, до разрушения Иерусалима (см. даты в 1:1-3; 33:21, 22). И тем не менее, говорит он, в этот промежуточный период пророк несколько раз произносил проповеди (см. 11:25; 14:1; 20:1). Таким образом, этот принцип безмолвия не заключался в полной немоте на протяжении семи с половиной лет. Скорее, Иезекиилю было запрещено публично говорить среди народа в отличие от обычного устного служения пророков. Пророки, как правило, ходили среди своего народа и, видя современную им ситуацию, возвещали Божье слово. Иезекииль же оставался в своём доме за исключением тех случаев, когда он инсценировал послания от Бога (см. 4:1—5:17).

Когда был разрушен Иерусалим, это доказало, что Иезекииль проповедовал истину. Это подтверждение могло быть той причиной, по которой Бог открыл его уста. Когда надежды народа на скорое возвращение в Иерусалим рухнули и наказание за грех состоялось, Иезекиилю было дано другое поручение — возвещать надежду и возрождение.

Стих 27. И снова Иезекииль получает наставление начинать свои проповеди словами “так говорит Господь Бог”. Бог подчёркивает, что Иезекииль будет говорить слова Бога, а не свои собственные; он сможет произнести эти слова только тогда, когда Бог будет готов открыть его уста. Когда он заговорит, некоторые будут слушать, а некоторые не захотят, потому что они — мятежный дом. Однако их отказ слушать не означает, что Иезекииль должен будет прекратить проповедовать — пусть даже они будут слушателями, которые отвергнут его.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)