Найти тему

Серийная литература: плюсы и минусы

Оглавление

В комментариях всплыл вопрос о серийной литературе, и я поняла, что далеко не все современные читатели и даже авторы знают, что это такое. А серийность — это одна из важных особенностей современного книгоиздания. Не путайте с сериальностью, которая тоже присутствует, но это, скорее, особенность творчества некоторых авторов, которые предпочитают писать многотомные сериалы про одних героев или по одному миру. О книжных сериалах поговорим в другой раз.

Что такое книжные серии

Если бы меня попросили охарактеризовать специфику современной литературы одним словом, то я бы выбрала именно слово «серийность». Суть этого явления в том, что издательства публикуют книги не сами по себе, а в рамках определённых серий. Серия — это несколько (иногда много) книг, объединённых чем-то общим: темой, антуражем, спецификой героев и их отношений, особенностями сеттинга и т. д. Сеттинг, напомню, – это общее впечатление от того пространства, в котором разворачивается действие. Допустим, могут быть книги, действие которых происходит в прошлом, например, в Викторианскую эпоху. Но произведения, где сюжет разворачивается на улицах Лондона, и книги, где события происходят в загородном поместье, имеют разный сеттинг.

Так вот, основа серии — это нечто важное, что, с одной стороны, интересует большую группу читателей, а с другой — позволяет объединить книги с разноплановым сюжетом, разными героями и даже разные по характеру. Например, в Эксмо давно существует серия «Академии магии», в ней сейчас около 500 изданных произведений. Книги этой серии любят читать те, кому нравятся одновременно и фэнтези, и молодёжные студенческие истории. Ну, и какая же молодость и студенческие годы без любви, поэтому в книгах этой серии есть яркая, сильная романтическая линия. И судя по тому, что серия существует очень давно, читателей у неё немало. Причём в серии могут быть и юмористические произведения, и в жанре хоррор или тёмного фэнтези, и с «попаданческим» сюжетом, и в стиле классического фэнтези, и нового направления технофэнтези и т. д. Главное, что их объединяет: действие происходит в Академии магии. И книги одной серии имеют схожее оформление, они узнаваемы в магазине, они гармонично смотрятся на книжной полке дома.

На сайте интерне-магазина Лабиринт тоже можно посмотреть книги по сериям. Это серия "Академия магии"
На сайте интерне-магазина Лабиринт тоже можно посмотреть книги по сериям. Это серия "Академия магии"

В АСТ, например, есть серия «Психологический триллер», понятно, какие книги могут попасть в эту серию. Есть серия «Детский детектив», «Попаданец», «Зарубежная классика» и «Русская классика» и т. д. То же самое происходит и с научно-популярной литературой. Вот недавно у меня вышла книга в издательстве МИФ в серии «Главное в истории…», а сейчас пишу в другую серию: «Мифы: от и до».

Серии бывают двух видов:

  • Межавторские, как, например, «Академия магии», «Колдовские миры» в Эксмо или «Главное в истории...» в МИФе. В эти серии пишут разные авторы, иногда и русскоязычные, и иностранные.
  • Авторские, когда в серии книги только одного автора, например, в АСТ есть серия «Король на все времена» с книгами С. Кинга.

Решение об открытии новой серии очень ответственное. Обычно под неё составляется заявка, делается обоснование необходимости и соответствия потребностям читателей, разрабатывается концепция серии. Этим занимается целая команда — не только редактора, но и популярные писатели, которые бы хотели писать в этой серии. То есть для никому ещё неизвестного автора серию открывать не будут. И даже тщательно продуманная и разработанная серия может оказаться неудачной. Такое случается. Например, несколько лет назад на волне популярности корейских дорам несколько писателей в Эксмо предложили открыть серию «Литдорама». Издательство идею поддержало, но серия провалилась. Вышло несколько книг, причём популярных авторов (их обычно ставят «паровозами» в новую серию), и стало ясно, что книги серии продаются плохо. Видимо, любители дорам предпочитают их смотреть, а не читать книжки. А вот серия ЛитРПГ закрепилась и издаётся.

Вот книги серии "ЛитРПГ". Делала скрин со своей странички на Лабиринте. Поэтому не обращайте внимание на скидку. Она моя:)
Вот книги серии "ЛитРПГ". Делала скрин со своей странички на Лабиринте. Поэтому не обращайте внимание на скидку. Она моя:)

Ну, теперь, когда мы разобрались, что такое литературная серия или, точнее, издательская серия, перейдём к преимуществам этого способа организации книгоиздания.

Плюсы книжных серий

Такой способ появился не просто так. Он удобен и для издательств, и для авторов, и для читателей.

  • Начну с читателей. Читатель, ориентируясь на серию, может выбрать то, что ему больше нравится, и не тратить деньги и время на книги заведомо ему неинтересные. По названию угадать это сложно, да и аннотация не всегда даёт представление о сути книги. Например, в АСТ есть серия «Попаданец», и есть читатели, которые на дух не переносят эту тему. Следовательно, они просто обойдут эти книги по широкой дуге, а выберут что-то из серии «Психологический триллер», например. К тому же и оформление у серийных книг схожее – глаз сразу зацепится.
  • Книжные магазины, учитывая особенности читательских предпочтений, тоже расставляют книги в соответствии с сериями. Не читать же продавцам каждое произведение, чтобы понять, на каких читателей оно рассчитано и куда его поставить? Это касается и интернет-магазинов, где книги тоже сортируются по сериям.
  • Издательства могут чётко систематизировать издаваемые книги, а не валить всё в кучу, так как даже в рамках одного жанра произведения могут быть очень разные. Учитывая огромное количество издаваемой литературы, без систематизации легко запутаться.
  • Решая вопрос о публикации присланной рукописи, редакция в первую очередь определяет, в какую серию книга встанет. Если она не подходит ни в одну серию издательства, то, скорее всего, автор получит отказ. Причём не только новый автор, но и уже издававшийся. Правда, иногда текст может дождаться своего звёздного часа, когда в издательстве откроется новая, подходящая для него серия. Такое случается. Знаю это на собственном опыте.
  • Серии издательству необходимы, так как магазины неохотно берут внесерийную литературу, которая не поддаётся систематизации. Внесерийная книга рискует затерять на стеллажах магазина, оказавшись не в своём жанре или вообще во втором ряду.
  • Авторам тоже удобно. Точнее, авторам, которые знают преимущества серийности. А оно в том, что книга быстрее найдёт именно СВОЕГО читателя. И отзывы на книгу будут адекватные, а не из серии «Фу! Кто читает эту ерунду?»
  • Автору, книга которого попадает в популярную серию, быстрее найти читателя в сети и легче опубликоваться в бумаге.
Это несколько книг научно-популярной серии "Главное в истории" издательства МИФ (Манн, Иванов, Фербер)
Это несколько книг научно-популярной серии "Главное в истории" издательства МИФ (Манн, Иванов, Фербер)

Минусы серий

Они тоже есть, причём, как обычно и бывает, связаны с плюсами.

  • Любая систематизация плохо сочетается с творчеством, и стремление загнать книгу в прокрустово ложе серии нередко вредит ей, сужая аудиторию до поклонников именно этой серии. То есть любое серьёзное многоплановое произведение плохо сочетается с жёсткой концепцией серии.
  • Когда в основе отбора издательства лежит соответствие произведения уже имеющейся серии, то издаются в первую очередь не лучшие произведения, а именно соответствующие, пусть даже более слабые.
  • Издательства, создавая серии, учитывают вкусы массового читателя, но есть много тех, кому нравятся совсем другие вещи, что-то особенное. Правда, остаются ещё небольшие издательства, которые публикуют несерийную и неформатную литературу. Но их проблема в том, что решение о публикации принимает там один человек (редактор) и ориентируется при этом часто на свой вкус.
  • Писатели — люди творческие и далеко не все могут и хотят писать, подстраиваясь под концепцию серии. Их понять можно. И здесь очень важно единство интересов писателя и читателя. Если писателя интересует и волнует то же, что и читателя, то он пишет, не совершая над собой насилия, а с удовольствием. Но пишет то, что хочет читатель, так как это и его (писателя) интересы.
  • Новый, начинающий автор часто не знает о принципе серийности в отборе издательств и не понимает, почему его вроде бы неплохую книгу отвергли.
  • Да и читателям надоедают одни и те же серии, когда хочется почитать что-то новенькое, а на глаза попадается всё то же самое, изрядно приевшееся.
Примеры разных книжных серий издательства АСТ.
Примеры разных книжных серий издательства АСТ.

Какой можно сделать вывод? Выскажу своё мнение. При всех недостатках принцип книжных серий даёт возможность хоть как-то упорядочить огромный и разнообразный книжный рынок. Без этого найти книгу в соответствии со своими интересами было бы сейчас очень сложно.

P. S. Напомню: меня не будет в сети с 15 по 23 мая. Поэтому если кому-то не отвечу в комментариях - не обижайтесь. И не скучайте.