В комментариях всплыл вопрос о серийной литературе, и я поняла, что далеко не все современные читатели и даже авторы знают, что это такое. А серийность — это одна из важных особенностей современного книгоиздания. Не путайте с сериальностью, которая тоже присутствует, но это, скорее, особенность творчества некоторых авторов, которые предпочитают писать многотомные сериалы про одних героев или по одному миру. О книжных сериалах поговорим в другой раз.
Что такое книжные серии
Если бы меня попросили охарактеризовать специфику современной литературы одним словом, то я бы выбрала именно слово «серийность». Суть этого явления в том, что издательства публикуют книги не сами по себе, а в рамках определённых серий. Серия — это несколько (иногда много) книг, объединённых чем-то общим: темой, антуражем, спецификой героев и их отношений, особенностями сеттинга и т. д. Сеттинг, напомню, – это общее впечатление от того пространства, в котором разворачивается действие. Допустим, могут быть книги, действие которых происходит в прошлом, например, в Викторианскую эпоху. Но произведения, где сюжет разворачивается на улицах Лондона, и книги, где события происходят в загородном поместье, имеют разный сеттинг.
Так вот, основа серии — это нечто важное, что, с одной стороны, интересует большую группу читателей, а с другой — позволяет объединить книги с разноплановым сюжетом, разными героями и даже разные по характеру. Например, в Эксмо давно существует серия «Академии магии», в ней сейчас около 500 изданных произведений. Книги этой серии любят читать те, кому нравятся одновременно и фэнтези, и молодёжные студенческие истории. Ну, и какая же молодость и студенческие годы без любви, поэтому в книгах этой серии есть яркая, сильная романтическая линия. И судя по тому, что серия существует очень давно, читателей у неё немало. Причём в серии могут быть и юмористические произведения, и в жанре хоррор или тёмного фэнтези, и с «попаданческим» сюжетом, и в стиле классического фэнтези, и нового направления технофэнтези и т. д. Главное, что их объединяет: действие происходит в Академии магии. И книги одной серии имеют схожее оформление, они узнаваемы в магазине, они гармонично смотрятся на книжной полке дома.
В АСТ, например, есть серия «Психологический триллер», понятно, какие книги могут попасть в эту серию. Есть серия «Детский детектив», «Попаданец», «Зарубежная классика» и «Русская классика» и т. д. То же самое происходит и с научно-популярной литературой. Вот недавно у меня вышла книга в издательстве МИФ в серии «Главное в истории…», а сейчас пишу в другую серию: «Мифы: от и до».
Серии бывают двух видов:
- Межавторские, как, например, «Академия магии», «Колдовские миры» в Эксмо или «Главное в истории...» в МИФе. В эти серии пишут разные авторы, иногда и русскоязычные, и иностранные.
- Авторские, когда в серии книги только одного автора, например, в АСТ есть серия «Король на все времена» с книгами С. Кинга.
Решение об открытии новой серии очень ответственное. Обычно под неё составляется заявка, делается обоснование необходимости и соответствия потребностям читателей, разрабатывается концепция серии. Этим занимается целая команда — не только редактора, но и популярные писатели, которые бы хотели писать в этой серии. То есть для никому ещё неизвестного автора серию открывать не будут. И даже тщательно продуманная и разработанная серия может оказаться неудачной. Такое случается. Например, несколько лет назад на волне популярности корейских дорам несколько писателей в Эксмо предложили открыть серию «Литдорама». Издательство идею поддержало, но серия провалилась. Вышло несколько книг, причём популярных авторов (их обычно ставят «паровозами» в новую серию), и стало ясно, что книги серии продаются плохо. Видимо, любители дорам предпочитают их смотреть, а не читать книжки. А вот серия ЛитРПГ закрепилась и издаётся.
Ну, теперь, когда мы разобрались, что такое литературная серия или, точнее, издательская серия, перейдём к преимуществам этого способа организации книгоиздания.
Плюсы книжных серий
Такой способ появился не просто так. Он удобен и для издательств, и для авторов, и для читателей.
- Начну с читателей. Читатель, ориентируясь на серию, может выбрать то, что ему больше нравится, и не тратить деньги и время на книги заведомо ему неинтересные. По названию угадать это сложно, да и аннотация не всегда даёт представление о сути книги. Например, в АСТ есть серия «Попаданец», и есть читатели, которые на дух не переносят эту тему. Следовательно, они просто обойдут эти книги по широкой дуге, а выберут что-то из серии «Психологический триллер», например. К тому же и оформление у серийных книг схожее – глаз сразу зацепится.
- Книжные магазины, учитывая особенности читательских предпочтений, тоже расставляют книги в соответствии с сериями. Не читать же продавцам каждое произведение, чтобы понять, на каких читателей оно рассчитано и куда его поставить? Это касается и интернет-магазинов, где книги тоже сортируются по сериям.
- Издательства могут чётко систематизировать издаваемые книги, а не валить всё в кучу, так как даже в рамках одного жанра произведения могут быть очень разные. Учитывая огромное количество издаваемой литературы, без систематизации легко запутаться.
- Решая вопрос о публикации присланной рукописи, редакция в первую очередь определяет, в какую серию книга встанет. Если она не подходит ни в одну серию издательства, то, скорее всего, автор получит отказ. Причём не только новый автор, но и уже издававшийся. Правда, иногда текст может дождаться своего звёздного часа, когда в издательстве откроется новая, подходящая для него серия. Такое случается. Знаю это на собственном опыте.
- Серии издательству необходимы, так как магазины неохотно берут внесерийную литературу, которая не поддаётся систематизации. Внесерийная книга рискует затерять на стеллажах магазина, оказавшись не в своём жанре или вообще во втором ряду.
- Авторам тоже удобно. Точнее, авторам, которые знают преимущества серийности. А оно в том, что книга быстрее найдёт именно СВОЕГО читателя. И отзывы на книгу будут адекватные, а не из серии «Фу! Кто читает эту ерунду?»
- Автору, книга которого попадает в популярную серию, быстрее найти читателя в сети и легче опубликоваться в бумаге.
Минусы серий
Они тоже есть, причём, как обычно и бывает, связаны с плюсами.
- Любая систематизация плохо сочетается с творчеством, и стремление загнать книгу в прокрустово ложе серии нередко вредит ей, сужая аудиторию до поклонников именно этой серии. То есть любое серьёзное многоплановое произведение плохо сочетается с жёсткой концепцией серии.
- Когда в основе отбора издательства лежит соответствие произведения уже имеющейся серии, то издаются в первую очередь не лучшие произведения, а именно соответствующие, пусть даже более слабые.
- Издательства, создавая серии, учитывают вкусы массового читателя, но есть много тех, кому нравятся совсем другие вещи, что-то особенное. Правда, остаются ещё небольшие издательства, которые публикуют несерийную и неформатную литературу. Но их проблема в том, что решение о публикации принимает там один человек (редактор) и ориентируется при этом часто на свой вкус.
- Писатели — люди творческие и далеко не все могут и хотят писать, подстраиваясь под концепцию серии. Их понять можно. И здесь очень важно единство интересов писателя и читателя. Если писателя интересует и волнует то же, что и читателя, то он пишет, не совершая над собой насилия, а с удовольствием. Но пишет то, что хочет читатель, так как это и его (писателя) интересы.
- Новый, начинающий автор часто не знает о принципе серийности в отборе издательств и не понимает, почему его вроде бы неплохую книгу отвергли.
- Да и читателям надоедают одни и те же серии, когда хочется почитать что-то новенькое, а на глаза попадается всё то же самое, изрядно приевшееся.
Какой можно сделать вывод? Выскажу своё мнение. При всех недостатках принцип книжных серий даёт возможность хоть как-то упорядочить огромный и разнообразный книжный рынок. Без этого найти книгу в соответствии со своими интересами было бы сейчас очень сложно.
P. S. Напомню: меня не будет в сети с 15 по 23 мая. Поэтому если кому-то не отвечу в комментариях - не обижайтесь. И не скучайте.