Найти в Дзене

Феномен Баадера-Майнхоф или иллюзия частотности.

Феномен Баадера — Майнхоф, также иллюзия частотности  — это когнитивное искажение, при котором недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.

Происхождение названия феномена довольно интересно и не связано с фамилиями великих психологов, открывших его. В 1994 году в газете St. Paul Pioneer Press, издававшейся в одном из городов штата Миннесота, опубликовали историю одного из читателей. Содержание гласило, что один знакомый автора дважды за день из разных источников услышал о «банде Баадера-Майнхоф» — немецкой леворадикальной террористической организации «Фракция Красной Армии», одними из лидеров которой были Андреас Баадер и Ульрика Майнхоф. В дальнейшем, в редакцию газеты последовали сообщения о том, что читатели не раз сталкивались с такими совпадениями. Отсюда и пошло название феномена.

Название «иллюзия частотности» предложил профессор Стэнфордского университета Арнольд Цвики, который предположил, что этот феномен происходит сразу от двух когнитивных искажений: селективного внимания и склонности к подтверждению своей точки зрения. Они них мы обязательно расскажем в следующих постах цикла.

У этого феномена есть одна особенность. Не всё постоянное упоминание какой-либо темы является следствием этого феномена. Например, если интерес к определённой теме в обществе возрос, то закономерно вы будете получать всё больше информации о ней. Это и подтверждает реальность восприятия, а не его иллюзорность. С иллюзией частотности дела обстоят иначе. Информация воспринимается специфически человеком, находящимся под воздействием феномена.

Помимо того, что мы и сами часто сталкиваемся с этим когнитивным искажением, эффект Баадера-Майнхоф активно используется маркетологами для привлечения нашего внимания к продукту. Как ? 7788… думаю, вы догадались о чём идет речь.