Обзор польских медиа
🗞(+)Rzeczpospolita в статье «Посольство в Варшаве - жемчужина для россиян» рассказывает, что Москва якобы потеряет гораздо больше от закрытия дипломатических представительств, поэтому она не решится на эскалацию. А значит, можно вести себя по отношению к российским дипломатам, презрев не то что дипломатические, но элементарные человеческие приличия. Уровень упоротости: плащ Сарумана 🟤
Автор: Руслан Шошин. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
Суть российской дипломатии хорошо иллюстрирует история почти двадцатилетней давности. В октябре 2004 года тогдашний глава Службы внешней разведки России (СВР) Николай Лебедев (бывший офицер разведки Западного Берлина, в том числе) вручил медаль ветерана СВР предыдущему главе службы и своему бывшему руководителю Евгению Примакову. В то время основатель постсоветской российской разведки Примаков (а затем глава МИДа с 1996 по 1998 год) шутил, что российский МИД - это не только разведка. Рядом с ним стоял улыбающийся и только что назначенный глава дипломатии Сергей Лавров.
В советские времена в каждом советском посольстве была так называемая «легальная резидентура», во главе которой стоял человек (с дипломатическим паспортом), координировавший разведывательную деятельность в данной стране [а в польских дипломатических представительствах это не так? — прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Его заместитель мог отвечать, например, за работу с «нелегалами» (обычно иностранцами, не имеющими связей с Россией), работающими на советскую разведку. Кроме того, в «резидентуре» существовал отдел референтов и специалистов по связи. Сотрудники этого отдела практически не выходили на улицу, потому что у них было слишком много знаний. Кроме того, главный «резидент» координировал работу разведчиков, выдававших себя за дипломатов, и сотрудников, связанных с посольскими учреждениями. В отличие от «нелегалов», которых, например, в США приговаривали к пожизненному заключению (некоторые сидели ещё с советских времен), посольский дипломат прикрывался иммунитетом и мог быть только выслан. Многое ли изменилось в работе российских посольств с тех пор? Продолжающаяся уже больше года агрессия за Днепром показывает, что в России мало что изменилось за десятилетия.
Поэтому нетрудно догадаться, какую ценность для Кремля представляет российское посольство в Варшаве. Учитывая, что львиная доля западной военной, финансовой и гуманитарной поддержки приходит к Днепру через нашу страну, Польша сегодня не менее важна для российской разведки, чем Германия, Великобритания или США. Поэтому далеко идущей реакции Москвы на изъятие прокуратурой средств из посольства Российской Федерации в Польше ожидать не стоит. Они будут возить наличные в своих чемоданах, хотя бы для того, чтобы остаться здесь и не потерять свой пост. Гораздо больше, чем Польша, они не заинтересованы в эскалации и высылке дипломатов.
Однако если произойдёт эскалация и, в худшем случае, Польше придётся прекратить работу своих дипломатических представительств в России, это, прежде всего, лишит поляков, проживающих в России, консульской защиты. Но это также обречёт Варшаву на получение информации о ситуации в России от немцев, французов, англичан или американцев, которые, тем не менее, сохраняют своих послов в Москве. Это имело бы большое значение, если бы, например, в России вдруг началась революция. Всегда лучше участвовать в процессе, решающем судьбу соседней ядерной страны, чем быть пассивным наблюдателем чужих игр. Кроме того, Польша входит в небольшую группу демократических стран, у которых даже есть своё посольство в Северной Корее.
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: ну, здесь комментарии излишни. Вот с этими российские либералы предлагают вести диалог?
Мекленбургский Петербуржец в: