За январь — март 2023 года импорт вина из Италии, которая располагается на первом месте по объему поставок в РФ, вырос на 15%, до 13,4 млн л. Ранее Грузия занимала третье место среди поставщиков тихих вин, теперь же — второе: из страны импортировано 13,1 млн л, что на 49% больше, чем годом ранее. Ввоз вина из Испании за этот период увеличился на 11%, до 12,2 млн л. Суммарно импорт такого алкоголя в РФ в первом квартале вырос на 30%, до 73,1 млн л, год к году. Около трети импорта грузинских вин обеспечили структуры Mercury Retail («Красное & белое», «Бристоль») и X5 Group («Пятерочка», «Перекресток») - новостная лента "Ъ".
Вчера по этому поводу различные СМИ весь день "обрывали мой телефон", в первую очередь с вопросом о том, "возможно ли это, откуда столько вина и насколько оно хорошее?"
Вопрос о том, насколько "грузинское" то вино, которое поставляется из Грузии на экспорт, и закупается Россией и другими странами, стоит уже довольно давно. Встал он далеко не сегодня, а еще в 2016-2017 году, когда у многих специалистов, кто работает в винной отрасли, возник вопрос "соотносится ли количество поставляемого вина из Грузии на экспорт с количеством виноградников в самой Грузии?".
К огромному сожалению полноценного и точного ответа на этот вопрос не существует. Несмотря на то, что в Грузии действует национальный проект по составлению полного реестра всех имеющихся в стране виноградников (на него, насколько мне известно, даже выделялись дотации не только со стороны грузинского правительства, но и со стороны некоторых международных организаций, международных фондов, то есть фактически были специальные гранты) проект почти не двигается. По началу использовалась беспилотная техника для облета виноградников с картотипированием съемки, но в итоге существует только частичная карта виноградников, по некоторым регионам, и самый крупный и важный - Кахетия, в нем покрыт не полностью. За 9 лет с его начала (2014 год) цифра прогресса оценивается разными источниками от 30 до 50-55%. В Гурии, Имеретии и Аджарии к процессу до сих пор вообще не приступали.
Понятно, что реестр в его нынешнем состоянии не может достоверно ответить нам, насколько действительно соответствуют объемы производимого в Грузии вина с цифрами вина экспортируемого. Однако! На сегодня в него занесены около 45 тысяч гектаров виноградников, и, если это, как говорят грузинские представители, не менее 80% общей площади виноградников страны, то общую цифру можно оценить в 50-55 тысяч. При заявлявшейся министерством сельского хозяйства Грузии урожайности около 4.5-5 тонн с гектара это дает около 250 тысяч тонн винограда или, примерно, 175 миллионов литров вина. Из них более 100 миллионов уходит на экспорт. Вроде бы "цифры пока бьются", правда получается, что в России грузинского вина выпивают больше, чем в самой Грузии. Ну, скажем так, сомнительно, сомнительно.
А уж если вникать в цифры конкретных наименований, таких как Киндзмараули или Мукузани - то "кафтан трещит по всем швам". Если посмотреть на официальную цифру - 334 гектара виноградников в зоне Мукузани и вспомнить, сколько этого Мукузани стоит в каждом супермаркете России, то "сомнения плодятся быстрее чем кролики".
Сомнения очень велики еще и потому, что Грузия год от года большими объемами, десятками процентов наращивает объемы экспорта (в первую очередь в Россию). Рост экспорта в другие страны тоже декларируется, но объемы в большинстве случаев просто символические - напомню, что по итогам 2022 года в Россию уходит около 65% экспортного вина. Еще около 20% поставляется в страны - бывшие республики СССР, 12% берут на себя Польша и Китай, а остальные 3% "размазаны" по одному-двум-десяти контейнерам в год еще на 60 стран мира. Так вот тот прирост, с такой интенсивностью, с такой скоростью, какую демонстрирует Грузия - он в нормальных условиях крайне затруднителен. Для такого прироста посадки винограда должны расти чрезвычайно внушительными темпами, сравнимыми, наверное, с периодом социалистического "догоним и перегоним всех!".
Поэтому у многих участников рынка, действительно, есть подозрение, что под понятием «грузинское вино» уже давно скрывается не только грузинское вино. Есть ничем не подтвержденные (хотя и ничем серьезно не опровергнутые) подозрения, что крупные винодельни Грузии закупают виноматериалы у соседних стран, возможно в Азербайджане, Молдавии, возможно из более дальнего зарубежья (Италия, Испания, Аргентина и т.д.), и потом перепродает это вино уже под своим именем. Судя по результатам химических анализов это обычное натуральное виноградное вино, его не разбавляют, не смешивают с чем-либо, все сомнения только о месте его происхождения.
Нужно ли нам с этим что-то делать? Скорее всего - нет: в грузинском законодательстве предусмотрен локальный, местный контроль за химическим составом всего вина поставляемого на экспорт. Поэтому говорить о том, что в Россию идет вино с какими-то серьезными проблемами скорее всего не приходится. Другое дело, что даже вино, сделанное в соответствии со всеми требованиями по содержанию вредных веществ и т.д., может быть хорошим и не очень. Это как у хозяйки на кухне, каждая может делать все по рецепту, но еда может получаться разной, хорошей или плохой, вкусной или нет. Так вот вина могут быть не самого высокого качества, при этом соответствовать по химическим анализам всем стандартам. И "в среднем" это так и есть - за последние годы мне несколько раз доводилось участвовать в слепых дегустациях грузинских вин и общее впечатление от них скорее отрицательное.
Я много раз говорил, что на мой взгляд грузинское вино "в массе своей" не является чем-то выдающимся в мировом масштабе. Грубо говоря, если взять средний уровень вин испанских, итальянских, даже российских вин и грузинских, то грузинское вино не будет занимать лидирующие позиции, оно будет скорее в аутсайдерах. Безусловно, в Грузии есть и очень хорошие вина, но их общий объем настолько мал, а цена настолько высока, что никакой погоды они не делают. На них очень любят ссылаться защитники грузинского виноделия, но важно понимать, что никакой Ираклий Глонти или Яго Битаришвили просто "не существуют" на фоне объемов "Братьев Дугладзе", "Грузвинпрома" и "Кварельского погреба".
Тем не менее в России, особенно на периферии, сохраняется очень позитивное отношение к грузинскому вину, есть уверенность, что это действительно натуральное вино, что оно лучше вин многих других стран, потому что "у грузинских виноделов просто нет такой химии, как есть в Европе и поэтому вино натуральное". Продажи растут, импорт растёт и растет непрерывно с 2014 года. А с другой стороны - людям нравится, они покупают, голосуют своим рублем. Нужно ли этому мешать? Вряд ли, пусть будет.