Недавно я проводил опрос в Москве на одном молодёжном (18-25 лет) мероприятии. Например, я спрашивал:
«Достоевского знаете?»
Знают, отвечали многие. Но некоторые ни одного произведения назвать не смогли. Самые молодые вообще думали, что это композитор. Спрашивал про Пушкина, Есенина и Высоцкого. С Пушкиным всё понятно – он фигура в России знаковая. Его имя даже на молодёжной карте есть.
А вот Есенина и Высоцкого многие знают по цитатам и картинкам из интернета. А это чуть ли не самые тиражируемые авторы в разных группах с популярными цитатами. То есть само имя молодёжь знает, даже могут назвать пару произведений. Но вот чтобы кто-то сознательно включил песни Высоцкого – такого почти нет.
Опять же, говорю не про всю молодежь, а про среднестатистическую выборку, которым вообще литература не интересна.
У молодёжи, особенно 15-18 лет, чаще всего кумиры такие же ровесники как они. Я помню, как в моё время все фанатели от Децла или Иванушек. Но сказать, что эти исполнители сегодня популярны нельзя. Их популярность держится на «старой волне», тех людях, которые посещают дискотеки 90-х и с упоением вспоминают молодость.
Высоцкий и Есенин – люди другой величины. Уж простят меня поклонники «Руки вверх» или «Ласковый май». На стихи Есенина чуть ли не каждый день поют песни в современном исполнении. Высоцкий в этом плане постарался больше, так как при жизни исполнил и записал почти все свои песни в разных вариантах и аранжировках.
Забыть не забудут, но интернет-шум может стереть их как самостоятельных авторов и превратить в ванильные цитатаки из интернета. Но и это неплохо, потому как в любое время найдётся человек, кто захочет больше узнать об этих людях. И тогда ему откроется целый мир. Со мной именно так и произошло. До 25 лет я знать не знал, что там поёт Владимир Семёнович, потому как интересовали меня совсем другие песни. Сейчас же 10 лет слушаю и каждый раз открываю для себя что-то новое.
Говоря простым языком - интернет дал некоторым (даже забытым) авторам второе рождение. Если цитируют, значит любят и ценят.
Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или, когда все время против шерсти,
Или, когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово «честь» забыто,
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне и неспроста —
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.