1 мая в России отмечают День труда и весны.
Этот праздник возник еще в 19 веке. 1 мая 1886 года анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций. В последующие дни при столкновении митингующих и полиции появились жертвы с обеих сторон. А из-за брошенной неизвестным бомбы погибло 8 полицейских. В итоге по обвинению в организации взрыва были казнены 5 рабочих. В их память Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая днем солидарности рабочих всего мира.
В России этот день впервые отметили в 1890 году в Варшаве стачкой 10 тысяч рабочих. В последующие годы демонстранты выходили на митинги с лозунгами "Долой самодержавие!", "Да здравствует республика!". После Октябрьской революции праздник стал официальным. С 1972 года, он стал называться «День международной солидарности трудящихся — Первое Мая» , отмечался 1 и 2 мая и был выходным днем. 1 мая проходили демонстрации, 2-го - "маевки" - коллективный отдых на природе. После распада СССР с 1992 года праздник стал называться "День весны и труда".
На мой взгляд, к этому празднику отлично подходит советский фильм "Высота".
"Высота" (1957) была снята по одноименной повести Евгения Воробьева, написанной в 1952 году. Вот только место действия в фильме с Урала было перенесено на Украину. На металлургическом комбинате идет стройка доменной печи. На строительство приезжает группа монтажников-верхолазов, среди которых весельчак и покоритель женских сердец Николай Пасечник. Он знакомится со сварщицей Катей. И вроде бы молодые люди нравятся друг другу, но непростые характеры обоих мешают сближению Кати и Коли.
На роль Кати без проб была приглашена актриса Инна Макарова, чему она была совершенно не рада. Макарова вспоминала, что все эти фильмы о производстве ей порядком надоели, опять придется сниматься в какой-нибудь телогрейке, а ведь очень хотелось появиться на экране в красивом платье.
Николай Рыбников попал в фильм случайно. На момент съемок "Высоты" предыдущая работа актера "Весна на Заречной улице", которая принесла Рыбникову народную любовь, еще не вышла на экраны. Но помощник режиссера "Высоты" увидела рабочие материалы "Весны..." и предложила Николая на роль Пасечника. Что интересно, в "Весне..." герой Рыбникова работал на домне, а в "Высоте" он эту домну строит.
На роль Маши рассматривались Элина Быстрицкая и Клара Лучко, но в итоге режиссёр предпочел Марианну Стриженову.
"Высота" стала дебютом в кино для 21-летнего Михаила Кокшенова. Правда, в фильме он не говорит ни слова, а его фамилии даже нет в титрах. Кокшенов мелькнул во время комсомольского собрания, на котором стоял около бюста Ленина.
Съемки фильма проходили в украинском городе Днепродзержинске во время строительства реальной доменной печи. Руководство строительства предоставило кинематографистам мощный 25-тонный подъемный кран, с помощью которого удалось запечатлеть все нужные сцены. Актеры отказались от каскадеров и сами снимались на очень большой высоте. В одном из эпизодов рабочие должны закрепить на высоте огромную деталь. Одна из веревок оборвалась, и герою Рыбникова пришлось забраться на этот кусок металла, чтобы закрепить его тросом. Большинство сцен "Высоты" снимались методом комбинированной съемки, когда актёров снимали в павильоне студии, а затем совмещали с фоном, отснятым на натуре. Но вот сцена с деталью снималась вживую, и Рыбников немало рисковал.
Был и еще один опасный эпизод, на съемках которого Рыбников все же пострадал. Но сюжету он должен был съехать по канату с 60 метровой высоты. Трюк актер исполнил, хотя как он позже рассказывал после этого спуска у него ужасно тряслись колени. Но вот перчатки надеть забыл и руки порядком ободрал. А тут режиссер потребовал второй дубль, хотя обычно такие сцены снимались с одного. Пришлось Рыбникову повторить свой опасный спуск, с израненными руками, но уже в перчатках.
Для "Высоты" режиссеру фильма Александру Зархи удалось заполучить цветную пленку, что было редкостью для тех лет. А иначе как бы мы узнали, что Катя одевается как светофор)). Специально для этой картины композитор Родион Щедрин написал "Марш монтажников". Эта песня в исполнении Николая Рыбникова заслужила всенародную любовь.
"Высоту" посмотрели 25 миллионов зрителей, а читатели «Советского экрана» назвали эту мелодраму лучшей картиной. В 1959 году на первом Московском кинофестивале фильм «Высота» был удостоен главного приза.
Рыбников и Макарова так хорошо вместе смотрелись в кадре, что многие зрители могли подумать, что у них роман и в жизни. На самом деле, Макарова в тот момент переживала семейную драму - ее муж Сергей Бондарчук изменял ей с актрисой Ириной Скобцевой. А вот у Рыбникова, наоборот, на личном фронте все наладилось. Его давнюю любовь актрису Аллу Ларионову беременную бросил гражданский муж. Узнав об этом, Рыбников тотчас приехал к Алле, сделал ей предложение и договорился с местным загсом, чтобы их поскорее расписали. Говорят, на премьере "Высоты", на которой Рыбников и Ларионова присутствовали вместе, на фразу с экрана "Эх, Коля, прощай твоя холостая жизнь" - зал взорвался аплодисментами, поздравив таким образом пару с бракосочетанием.
Пересматривая сейчас "Высоту", которую впервые увидела в детстве, не могла не обратить внимания на образ Кати. Курящая девица с наколкой на руке - не такой я представляла себе советскую девушку. Но это все почему? Потому что Катя не состояла в комсомоле !)) Вообще всего этого коммунистического в фильме хватало - цитаты Маркса и Ленина, пафосные речи о строительстве коммунизма и работе на благо страны. Но все равно, фильм не воспринимается как очередная производственная агитка. Яркие образы, созданные Рыбниковым, Макаровой, да и второстепенными персонажами тоже, заразительная атмосфера восторга, что наконец-то после тяжелых военных лет страна возрождается, доброта и искренность, свойственные только советскому кино - все это является причиной того, что "Высоту" смотрят и любят даже по прошествии более 60 лет после выхода картины на экраны.