Приблизительно 25 июля 1853 года был убит мексиканский разбойник Хоакин Мурьета.
История короткой жизни Мурьеты обросла такими слухами и легендами, что сейчас уже трудно отделить вымысел от правды. Большинство историков склоняется к тому, что Хоакин родился в Мексике в 1829 году. В 1849 году Мурьета приезжает в Калифорнию, надеясь разбогатеть на добыче золота. С золотом как-то не сложилось, и Хоакин в составе банды начинает промышлять грабежами и убийствами. Мурьета был парень жестокий, не знавший жалости, убивал без разбора, особенно доставалось китайцам, которых Хоакин ненавидел. Доподлинно неизвестно, сколько преступлений было на счету банды Мурьеты, так как практически все разбойные нападения, происходившие в Калифорнии в то время, приписывали Хоакину и его подельникам.
В 1853 году власти Калифорнии признали Мурьету преступником и наняли для его поимки 20 рейнджеров. 25 июля 1853 года состоялась перестрелка между бандой Хоакина и охотниками за головами. В перестрелке три мексиканца были убиты и, по словам рейнджеров, один из них был Мурьетой. В доказательство ликвидации Хоакина, его тело лишили головы, которая была заспиртована и предъявлена властям Калифорнии. Хотя группа людей под присягой дала показания, что убитый был именно Мурьета, в последствие ходило много слухов, что Хоакин жив, и даже сестра убитого говорила, что предъявленная голова не принадлежит ее брату.
Уже через год после смерти Мурьеры на прилавках появилась книга "Жизнь и приключения Хоакина Мурьеты". Ее автором был Джон Роллин Ридж, первый широкоизвестный писатель индейского происхождения. С его подачи история Мурьеты обросла фактами, которых не было в реальной жизни - ограбление со стороны гринго, изнасилование жены, что стало мотивом мести негодяям. История мексиканского бандита стала настолько популярной, что о ней стали писать одну книгу за другой. По одной из версий Мурьета стал чилийцем, разбойничал благородно - грабил богатых и отдал награбленное бедным. В Чили Хаокин стал настолько популярен, что ему даже поставили памятник.
Во второй половине ХХ века Пабло Неруда издает поэму "Сияние и смерть Хоакина Мурьеты". История мексиканского разбойника именно в интерпретаций Неруда дошла до Советского Союза. Поэмой заинтересовался композитор Алексей Рыбников и поэт Павел Грушко. В мае 1976 года Марк Захаров в Ленкоме поставил рок -оперу "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", написанную Рыбниковым и Грушко. Роль Мурьеты исполнял Александр Абдулов, роли Смерти и главы рейнджеров - Николай Караченцов. Спектакль имел оглушительный успех и шел в театре 17 сезонов.
Режиссер Владимир Грамматиков решил перенести рок-оперу на экран. Для фильма был написан новый сценарий, а Алексей Рыбников расширил и видоизменил некоторые музыкальные темы. На главную роль взяли очень популярного в то время актера Андрея Харитонова. Жену Хоакина Тересу сыграла студентка второго курса театрального училища им. Щукина Алена Беляк. Это роль стала дебютом Беляк в кино. Грамматиков так объяснял, почему взял актрису в свой фильм: " Она вовсе не героического вида, невысокая. Меня подкупила ее пронзительная чистота – именно то, что мы долго искали…". Роль Смерти досталась Александру Филиппенко. И нужно сказать, выглядит актер, специально для роли побрившийся налысо, в этом образе впечатляюще и устрашающе.
Снимали советскую рок-оперу в окрестностях Ялты, Белогорска и под Бахчисараем. Эти места отлично имитировали природу Калифорнии.
Далее пойдут спойлеры!
Мурьета в фильме предстает перед зрителем не жестоким разбойником, а очаровательным и мечтательным юношей, отправившимся в Калифорнию, мечтая разбогатеть. По пути к золотым приискам Хоакин влюбляется в милую девушку Тересу и женится на ней. Вот только не будет у молодых счастья - в недружелюбной Америке местные золотоискатели насилуют беременную Тересу. И Мурьете ничего не остается как мстить за любимую.
Хронометраж у фильма небольшой, всего 1 час 20 минут. Начав смотреть, я сразу поняла, что жанр не мой - актеры постоянно поют или говорят стихами, действие схематично - увидел девушку, тут же влюбился, попели песни и поженились. Но по ходу фильма как-то втянулась я в просмотр. Особенно потрясла меня сцена со смертью Тересы - сильно сделано.
Но когда ее мертвую нашел Хоакин, было ощущение, что чего-то не хватает. Оказалось фильм порезали, должна была быть сцена, где Мурьета оплакивает свою жену, но ее вырезали. Зря, чувствуется недосказанность.
И вот когда Мурьета собирается мстить своим врагам, он уже превращается в своего прототипа. Со своими друзьями Хоакин нападает на городок насильников, и начинаются надругательства над женщинами и убийства как виновных, так и невиновных. Очень резкая и неоправданная трансформация изначально вроде как неплохих людей.
Это первая рок-опера мною просмотренная и впечатления неоднозначные. Сюжет в целом зацепил, но все же интереснее было бы посмотреть этот фильм без постоянного музыкального сопровождения и с нормальными диалогами. Но тогда это была бы совершенно другая история!