В фильмографии режиссёра Владимира Мотыля всего 10 фильмов, три из которых "Женя, Женечка и "катюша", "Белое солнце пустыни" и "Звезда пленительного счастья" стали всенародно любимыми. Мотыль мог бы снять и больше, но жесткая цензура и нелюбовь одного конкретного человека председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии Филиппа Тимофеевича Ермаша, который считал, что Мотыль поднимает слишком острые темы, лишили его такой возможности.
"Женя, Женечка и "катюша" (1967) пытались запретить как "отрицающий героизм советских солдат". Чиновники считали кощунственным снимать комедию о войне. Мотыль на несколько лет остается без работы, от него не принимают заявки на постановки. Спас его тогда Георгий Чухрай, предложивший Мотылю сценарий "Белого солнца пустыни". Но и в работе над этой картиной были сложности. Режиссера осуждали за романтизацию революционной истории и заставляли бесконечно резать картину. Если бы "Белое солнце пустыни" (1969) случайно не попалось на глаза Брежневу, вряд ли советский зритель познакомился с этим шедевром. И только через 5 лет на экраны выходит новый фильм Мотыля "Звезда пленительного счастья" (1975). Режиссеру пришлось предложить несколько вариантов сценариев про декабристов, чтобы хоть какой-то утвердили и дали разрешение на съемку.
А вот экранизацию пьесы Островского "Лес" (1980) положили на полку до 1988 года. Фильм обвинили в клевете на русский народ и искажении классики, а режиссера изгнали из Госкино. Работу Владимир Мотыль нашел на Гостелерадио, где ему доверили снять "Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад" - телефильм по мотивам произведений А.П. Чехова («Жилец», «Из воспоминаний идеалиста», «Пари», «Неосторожность», «На мельнице», «Сапожник и нечистая сила»). Для режиссера это была большая удача, он обожал Чехова, называл его своим сокровенным единомышленником, зачитывался произведением писателя еще в детстве, находясь с матерью в ссылке. Именно в работе над этой картиной Мотыль вздохнул свободно. Никто не третировал режиссера необоснованными обвинениями и не требовал порезать готовый фильм.
Владимир Яковлевич очень жалел о том, что не отстоял "Лес" и чувствовал свою вину перед актерами. Поэтому нарушив свой принцип "новый фильм - новые актеры", пригласил актерскую группу "Леса" (Людмилу Целиковскую, Станислава Садальского, Бориса Плотникова, Алексея Кожевникова) в "Невероятное пари...". Также в новой картине Мотыля приняли участие Михаил Козаков, Ирина Муравьева, Алексей Петренко и другие.
Фильм состоит из шести новелл. К сожалению, не все они яркие и запоминающиеся. Я бы выделила три, которые в той или иной степени мне понравились. Центральная новелла "Невероятное пари" представляет нам историю молодого юриста, который поспорил на два миллиона рублей, что просидит в заточении 15 лет, имея все блага, кроме общения с людьми. Юриста сыграл Борис Плотников. И хотя он снимался у Мотыля уже во второй картине, режиссер считал его недостаточно эмоциональным и озвучку поручал другому актеру. Уже из названия фильма можно понять, что для юриста завершилось все благополучно. Хотя на мой прагматичный взгляд, благополучием это назвать сложно. С другой стороны, все могло кончиться гораздо хуже. В общем смотрите и все узнаете.
Больше других мне понравилась новелла "Из воспоминаний идеалиста" с Ириной Муравьевой и Михаилом Козаковым. Ирину Муравьеву я считаю одной из самых ярких и обаятельных актрис нашего кино. Где бы она не снималась, даже если это совсем крошечная роль, ее героинь сложно не заметить. В "Невероятном пари..." Муравьева исполнила роль Книгиной, одинокой женщины, которая сдает комнату в своем доме постояльцам из-за нехватки средств к существованию. И вот к ней заселяется приятный мужчина по фамилии Дудкин, который желая сэкономить на проживании, решает завести с хозяйкой дома интрижку. Но Книгина не так проста, и выезжая Дудкин получает счет с суммой сильно превышавшей ту, которую мужчина ожидал. Стоит отметить, что помимо отличной актёрской игры, Муравьева в этой новелле блестяще исполнила романс.
Юрий Смирнов в новелле "На мельнице" сыграл мельника, к которому пришла в гости пожилая мать. Чтобы зритель поверил в трудолюбие героя, Мотыль просил Смирнова перед каждым дублем пробежать несколько кругов. Новелла "На мельнице", пожалуй, самая печальная в "Невероятном пари...". Зажиточный мельник весь в делах-заботах, он не может уделить матери ни минуты времени. А когда женщина просит у сына денег, тот ей отказывает. Потом, правда, совесть начинает мучить мельника, он дает матери сумму, от которой даже нищая старушка пришла в шок.
Картина "Невероятное пари..." вышла на экраны в 1984 году, но массовым зрителем осталась незамеченной. Хотя в профессиональных кругах ее считают жемчужиной советского кино. Лично для меня это легкая, ироничная лента, за просмотром и даже пересмотром которой вполне можно провести время. Но назвать этот фильм выдающимся и впечатляющим я не могу. До лучших образцов советской комедии "Невероятное пари..." явно очень сильно недотягивает.