Первым, кто заговорил о привязанности ребенка ко взрослому стал американский психиатр и психотерапевт Джон Боулби. К классической идее психоанализа о том, что отношения ребенка и матери — это удовлетворение базовых потребностей Боулби добавил социальный аспект. Так, привязанность помогает ребенку строить отношения с окружающим миром. Не имея возможности разорвать отношения с родителями, дети привыкают к любому отношению с их стороны и не всегда это отношение положительное.
Мэри Эйнсворт выделяла три стиля привязанности: надёжный, избегающий, тревожный. Позднее был описан 4 тип — дезориентированная привязанность.
- Надежный стиль привязанности. Надежный стиль привязанности характерен для детей, растущих в дружных семьях. Родители тепло относятся к ребёнку, дают ему чувство любви и безопасности.
В будущем, люди с этим типом привязанности склонны доверять близким, они не ожидают подвоха в отношениях, уважают себя и партнёра. - Тревожный стиль. Данный стиль привязанности формируется у детей, родители которых непредсказуемы в своем поведении. В один момент родители разрешают что-то делать, в другой уже запрещают.
Такие люди впоследствии зачастую обладают низкой самооценкой, цепляются за отношения, боясь остаться в одиночестве, постоянно требуют доказательства любви. - Избегающий стиль. Такие родители отвергают своих детей, отказывая им в удовлетворении потребностей. Они отталкивают ребенка, давая ему недостаточно внимания.
Во взрослом возрасте эти люди не строят близких отношений, не доверяют. Они замкнуты, не говорят о своих эмоциях, хотя очень нуждаются в поддержке. - Дезориентированный стиль. Он формируется в семьях, где дети подвергаются насилию со стороны взрослых. Дети часто избегают контакта с родителями.
Для таких детей во взрослом возрасте характерна следующая тактика: «ты мне нужен, пока я тебя добиваюсь».
Изменяем стиль привязанности:
- Озвучиваем свои потребность напрямую
- Осознаем свои эмоции и желания
- Учимся брать ответственность на себя
- Работаем над самооценкой.