Найти тему
Moscow Meltdown

Ретроспектива: STRATOVARIUS - Stratovarius (2005)

Автор: Николай Чувиков

После 2003 года в Stratovarius началась какая-то абсолютная неразбериха. Всё началось с того, что в 2004-ом Тимо Толкки пережил нервный срыв и публично заявил о том, что ему больше неинтересно работать в группе, и что музыка коллектива кажется ему изжившей себя. Через некоторое время у Тимо диагностировали биполярное расстройство, после чего его госпитализировали, а вслед за этим последовал долгий период реабилитации. В это время в сети бытовали новости, достоверность которых до сих пор подвергается сомнению - если зайти на Википедию и почитать там о событиях 2004-2005 годов, то вы встретите две абсолютно разные и противоречащие друг другу истории. Однако ясно одно: в этот период Stratovarius фактически распались и прекратили существовать как группа.

В некоторые моменты в сети появилась информация об увольнении из рядов коллектива Тимо Котипелто и замене его на вокалистку Катрийну «Miss K» Вийалу (известна в Финляндии по группе Musta Joutsen). Другие источники также утверждали, что из Stratovarius ушёл Йорг Михаэль, а Толкки пригласил на его место Андерса Йоханссона (Hammerfall). Однако через некоторое время участники группы заявили о том, что эта информация не соответствовала действительности, и что они специально запускали её в сеть. Зачем? Убейте не понимаю - может для того, чтобы привлечь внимание к группе и создать хайп. А может всё это происки тяжёлого психологического состояния Толкки. А может всё это на самом деле было, а таким образом Stratovarius просто решили отмазаться от кучи лишних вопросов.

Именно на фоне всех этих странных событий в свет вышел новый альбом группы - одноимённый, а то есть призванный открыть новую главу в творческом пути Stratovarius. И ох, что это была за новая глава. Скажем так - это ни в коем случае не ужасный альбом - просто средний. До унылости средний. Настолько средний, что не оставляет после себя никаких эмоций кроме непонимания. Весь нео-классический саунд группы был выброшен в окошко, песни упрощены донельзя, а общий саунд больше напоминает о стадионном роке восьмидесятых. Надо ли говорить, что большинство фанатов группы было обескуражено и удивлено такой неожиданной сменой звучания.

При этом не буду отрицать, что на альбоме есть хорошие и потенциально хорошие песни. "Manic Dance" проста как три копейки, но звучит драйвово и энергично, а лирика чрезвычайно эффектно доносит до нас всё, что происходило внутри группы за прошлые несколько лет. "This year has been a nightmare / I feel so low, I don’t care / I’ve dwelt in depths of darkness / Swam across the ocean of pain" - воистину, воистину. Однако если "Maniac Dance" погружает слушателя на дно бытия финского коллектива, то "Fight!!", наоборот, возращает нас в высокий полёт блистающего истребителя. Очень современно звучащий номер с ярко выраженной ритм-секцией и чрезвычайно стадионным припевом. Не могу не выделить и трогательную балладу "The Land of Ice and Snow", где музыканты выражают любовь своей родной Финляндии, а вокальная партия Тимо Котипелто выходит на передний план и даёт ему минутку сияния.

"Just Carry On" - трек, наиболее близкий к пауэр-металлическому звучанию, но излишняя прямолинейность и невыразительная мелодика не позволяют ему стать классическим. "Gypsy in Me" вполне может понравится слушателям, которые никогда в жизни не слушали тяжёлую музыку, но всем остальным этот номер покажется избитым, вторичным и каким-то... никаким. "Götterdämmerung (Zenith of Power)" имеет потенциал, здесь наблюдаются вполне себе прогрессивные элементы, а ритмические сбивки могут порадовать своей непредсказуемостью. Более того, лирика посвящена становлению одного из самых страшных диктаторов двадцатого века, а то есть Адольфа Гитлера, так что со всей уверенностью можно сказать, что это потенциально одна из самых интересных песен на альбоме. Жаль лишь, что прозаичная мелодика и однообразие не дают этому эпику раскрыться в полной мере.

"Back to Madness" напоминает о неординарных экспериментах альбома "Dreamspace", то только все эти психоделические аранжировки и экспериментальные решения кажутся не изобретательными, а неуклюжими и даже... глупыми. Особенно эта срединная секция - о чём Stratovarius только думали?! "Leave the Tribe" утомляет уже на первой минуте прослушивания, а "United"... не знаю даже, что про неё и сказать. Чрезвычайно прозаично и абсолютно неинтересно.

Такой вот получился альбом. Я в любом случае не считаю его худшим у группы и готов утверждать, что на нём есть проблески гения, но вот общие впечатления, конечно, угнетают - особенно в контексте сравнения с фантастической дилогией "Elements". Сам Тимо Толкки также был недоволен саундом альбома, и в одном из интервью заявил, что всё это явилось последствием мрачной атмосферы внутри группы. Музыканты, мол, постоянно вступали друг с другом в продолжительные конфликты, а его самого считали токсичным тираном. В подтверждение его слов в июне 2005-ого из коллектива ушёл Яри Кайнулайнен, а на его место был приглашён Лаури Порра. Своё недовольство высказывал и клавишник Йенс Йоханссон, чья роль на одноимённом альбоме была сведена до минимума. Тимо Котипелто же хотел, что решения в Stratovarius принимал не один человек, а все её участники.

Внутри Stratovarius назревал мощный конфликт, который в итоге привёл к воистину революционным событиям...

Понравилась рецензия? А я ещё и книги пишу! Мой первый роман "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" можно приобрести и добавить к себе в библиотеку здесь:
Лабиринт:
https://www.labirint.ru/books/876888/
Читай-город:
https://www.chitai-gorod.ru/product/skvoz-beskonechnost-akt-pervyy-era-otverzhennyh-2944258
"Буквоед":
https://www.bookvoed.ru/book?id=13565112

А вот и электронная книга на ЛитРесе:
https://www.litres.ru/book/nikolay-chuvikov/skvoz-beskonechnost-akt-pervyy-era-otverzhennyh-69135757/
Читайте мои книги на Целлюлозе:
https://zelluloza.ru/search/details/120365/

#stratovarius #heavymetal #powermetal #Финляндия