Найти тему
Леонид С.

Зарисовки далёкой войны – 2.

Фотография из открытых источников.
Фотография из открытых источников.

Зарисовка первая. (Хождение в народ).

«… По своим идеям и взглядам народники представляли утопический социализм. Какие конкретно цели они преследовали?

Хождение в народ главной своей целью ставило развитие масштабного революционного движения «для народа и с народом», которое смогло бы принудить власть завершить преобразование страны в полном объёме. А для этого было необходимо «разбудить народ». Причины неудачи хождения в народ кроются в том, что народ не интересовался политикой. Крестьянин думал о насущном – как прокормить семью.

А главное – народники столкнулись в своей деятельности с непониманием и полнейшей аполитичностью народа. Поэтому очень скоро они прекратили «хождение в народ» и начали активную силовую деятельность…»

«Humanities»: образовательный научный портал

Фотография из открытых источников.
Фотография из открытых источников.

Вы знаете, ребята, что хуже всего на войне? Обстрелы? Сопровождение колонн? Рейды? Может быть ʺчёсʺ? Неее. Хуже всего на войне смена командиров. Старый командир знал эту долбанную войну, знал её неписаные законы, знал где воюет, знал врага и знал своих подчиненных, то есть нас, на что мы способны, на что нет. А новому только предстоит это всё познать. Хорошо если новый командир без ʺпонтовʺ и наполеоновских амбиций, хорошо, если он ʺзубастыйʺ. Тогда проблем не будет. А если по-другому?

Весной это было, ну да, в мае месяце. Прислали нам нового комбата. Прислали и прислали, скажете вы. Ан нет, не всё так просто. Он прямиком из Союза, ʺнеобрезанныйʺ, свеженький, как его ʺнульсовая эксперементалкаʺ. Понятно, что его в бригаде накрутили рассказами, про низкую боевую активность батальона, про отсутствие результативности в действиях и про прочий ʺофициозʺ. Ну а как иначе. На войне у каждого своя правда, у солдата своя, у офицеров своя, а у генералов вообще, нашему разумению не подвластная. Солдат он что? Ему главное до дембеля дотянуть, в бою свою задачу выполнить, пулю не словить, да друга не потерять. У офицеров примерно тоже самое, они так же с нами в бою, только им ещё и за нас, охламонов, отвечать приходится. А генеральское дело – стрелки на картах рисовать, на острие которых будет наш батальон или рота. Ну это так, лишняя философия.

Одним словом прибыл новый комбат в батальон. Принял батальон, зорким соколом в бинокль все окрестности оглядел, карты изучил, с соседями познакомился. Всё расположение батальона обшарил, нашим внешним видом и внутренним порядком недоволен остался, оно и понятно, мы же не образцово-показательная Таманская дивизия. Но мы ребята, честно говоря приуныли. Посмотрели на его рвение и поняли, жди беды. Будем ʺбоевую активностьʺ проявлять, к бабке гадалке не ходи.

И точно, суета началась, офицеров без конца на совещания дергают, нас в парк боевых машин загнали, технику проверяем, ʺлижем, мажем и лелеемʺ. Одним словом полный дурдом. Благо новый комбат не слишком ʺнаполеонистымʺ оказался, к ветеранам всё же прислушался. А главный ветеран у нас кто? Начальник штаба. Его бы самого комбатом назначить, но, увы. Замена у него через месяц, да и с начальством бригадным не ладит, начальника Политотдела умудрился в пешее эротическое путешествие прилюдно послать.

В итоге через несколько дней собрали офицеров, нас, сержантов, кто офицерские ʺвакантыʺ замещал, и осчастливили. Пойдем мы совершать ʺбатальонный учебно-боевой выходʺ, после этих слов как-то не по себе стало, вспомнилось, как наши соседи в апреле месяце на такой же выход ходили. Дальше чуть успокоили, у соседей все ʺнеобрезанныеʺ были, а у нас только комбат. Нашлось, кому его боевой пыл остудить. Начальник штаба разъяснил, что пойдем мы ʺдухов щупатьʺ в район кишлака «Ш», половину пути на броне, половину ногами. На боевые пойдёт наша рота в полном составе, взвод из пятой роты, взвод из шестой и два взвода от миномётчиков. Это уже веселее. Вроде и все подразделения батальона задействованы, и толчеи особой нет.

Чем перед нами провинились обитатели этого кишлака, мне до сих пор не понятно. До этого не мы им, не они нам, проблем не доставляли. Находился кишлак практически в городской черте, во всяком случае, очень не далеко от города, особой активности духи там не проявляли. Наверняка именно поэтому начальник штаба и спланировал выход именно туда.

Постепенно градус ʺдурдомаʺ стал зашкаливать. Утром из бригады пришла вертушка с ʺпредставителем верхнего штабаʺ. А представителем штаба оказалась насквозь знакомая личность, майор, памятный нам по рейду в Наубадское ущелье. Судя по его виду, прошлые неудачи им были забыты, и в этот раз он твёрдо решил заработать себе орден. Гонору у него хватало на двоих, старый комбат отлично знал ему цену и умел вежливо, но непреклонно ʺокоротитьʺ. А вот новый. Новый пока не понял, с кем его свела судьба.

ʺПомогающий и надзирающийʺ тут же кинулся оказывать комбату ʺпрактическую помощьʺ в подготовке к рейду. Вместо привычной детальной постановки задачи, провели роооскошный строевой смотр. Наверняка духи, сидевшие на окрестных высотах, наблюдая за суетой в батальоне, просто обалдели от происходящего. Целый день мы занимались знатной хернёй. Проверяли бирки, подворотнички, клеймение обмундирования, сержантские сумки, флажки и прочую дребедень. Бегали в поисках то одного, то другого. Самый большой прикол был с флажками. Белые то ладно, простыни есть. А красные? Весь запас дембельской красной туши извели.

Фотография из открытого источника.
Фотография из открытого источника.

В конце концов, начальнику штаба это надоело, после бурного обмена мнениями с командиром батальона и куратором от бригады, он махнул рукой и убыл прямиком на узел связи. Как потом рассказывали радисты, он дал им команду по ЗАС (засекреченная связь) связать его с комбригом, после чего выгнал их из аппаратной. Так что о чём он говорил неизвестно. Тем не менее, вернувшись на плац, он передал обоим ʺнаполеонамʺ что с ними очень желает пообщаться полковник П-ков, прямо таки жаждет общения. Дальше жизнь обрела элементы конкретики. Действия начальства стали более упорядоченными и осознанными, а когда добрались до вопросов организации связи и взаимодействия, я вообще повеселел.

Рано утром по холодку собрались, и в путь дорогу. Тут парни выяснилось, что дурдом, не ушёл, нет, он просто заснул и с первых минут начался по-новой. До долины, в которой ютился кишлак ногами ходу полчаса, но нет, мы с матюками пятнадцать минут грузились на броню, потом столько же времени вытягивали колонну. Почему долго? Так тут всё просто. Броня пошла по минимуму а не по штату, вот и рассаживались долго, заранее распределить личный состав комбат не догадался. Наконец, чадно дымя выхлопами брони, вышли из военного городка.

Фотография из открытых источников.
Фотография из открытых источников.

Город просыпался. Восток вообще рано просыпается, климат, однако. Все дела люди стараются сделать до наступления дневного зноя. Вдоль улиц потянулись бачата с баранами, ханумки с кувшинами. Маленький тощий ослик тащил арбу груженую какими-то мешками. За дувалами мычали коровы, орал скот. В воздухе пахло дымом, подгоревшим хлебом и ещё чем-то пряным, незнакомым. Завидев нашу колонну, окружающие немедленно убирались с дороги, пытались стать ниже ростом и вжаться в стены окружающих домов и в дувалы. Небольшая площадь с ещё закрытыми дуканами. Грязный и оборванный дервиш, непонятно как попавший сюда. Мулла спешащий к мечети.

Вскоре колонна миновала просыпавшийся город, прошла наш пост в начале ущелья и наконец, втянулись в само ущелье. Не доходя до кишлака, по левой стороне небольшая площадка, далее невысокий, хребет – не хребет, отрог – не отрог, короче говоря, возвышенность. Перед ней колонна стала. Хитрый начальник штаба сразу развернул бронегруппу в обратном направлении, пяток ʺкоробокʺ организовали некое подобие круговой обороны. Взвода пятой и шестой роты принялись оборудовать позиции себе и помогать минометчикам.

Фотография из открытых источников.
Фотография из открытых источников.

Опять минут пятнадцать разгружались. Рота обвешивались оружием, ʺтабельным имуществомʺ и прочим ʺшмурдякомʺ. Вроде всё, готовы. Радисты проверили связь, и мы полезли вверх по склону. Как-то лихо мы полезли, ни тебе бокового охранения, ни головного, так, один хлипкий дозор впереди. Идём левее и выше кишлака, а вот противоположную часть ущелья, да гребень, нависающий слева, начальство почему-то решило оставить без внимания. Нет, парни, мне это дело всё меньше и меньше нравилось. Я конечно военных училищ не заканчивал, но тут уже без малого полтора года по горам гуляю. Тут законы просты – кто выше тот и прав. А мы оба боевых гребня ʺпроигнорилиʺ. Такое добром не заканчивается.

А времечко бежит неумолимо, неумолимо и солнышко вверх лезет. И жара неумолима. На часах ещё и семи утра нет, а жара уже явно под сороковник, да ещё и духота эта долбаная, субтропики, мать их яти. Оглянулся на своё войско, морды уже в пыли, ʺхебчикиʺ в соляных разводьях, но выглядят вполне браво, оно и понятно, прошли то всего ничего. Ну, вроде поднялись. Наш ротный в отпуске, вместо него командир второго взвода, так, ни рыба ни мясо. За ротного остался, потому что старлей. Амбиций много, а авторитета нет. Как результат – рота, не дожидаясь команд, едва ступив на плато, попадала на камни ловить расслабон. Но мне-то проблемы роты параллельны, я за свой взвод отвечаю, поэтому сдвинул я народ в сторону, рассредоточил, фишку выставил, да прорычал: «Воду без команды не пить! Снаряжение не снимать!»

Ещё на подходе мы услышали, как в кишлаке бдительно залаяли собаки. Даже если жителям не сообщили о нашем выходе "зеленые", хадовцы, или духовские наблюдатели, то лай собак наше приближение выдавал с потрохами. Так что перед нами, метрах пятистах, лежал пустой кишлак. Женщины и дети попрятались, а духи, практически на наших глазах, поднялись на противоположный хребет, который мы до этого не заняли. Вот такое равновесие получилось. Каждый выполнил свою задачу. Нам бы спокойно прочесать кишлак и доложить о блестяще проведенной операции, а духи, лениво постреляв нам вслед, потом спокойно бы рассказали своим кураторам о том, как ловко отразили нападение неверных. В общем, разошлись бы миром с чувством выполненного долга. Но всё пошло не так.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Продолжение следует.

Внимание! Все текстовые материалы канала "Леонид С." являются собственностью канала и объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование материалов данного канала без предварительного согласия правообладателя.