Найти тему
Артур Рыкалин

Профессиональные компетенции менеджеров и экономистов

В процессе преподавательской деятельности мы много работаем по программам экономики и менеджмента. Это и подготовка со школы, и сопровождение молодых студентов, и обучение взрослых руководителей бизнеса. По лучшим программам России и Англии.

Программы, задания, экзамены часто безконечно далеки от реальности. Лучший экономический университет жизни, но как всё же учить в системе образования, которая все равно есть и будет?! Например, менеджеров.

Компетенции и подготовка менеджеров - нетривиальный вопрос для народного хозяйства. Мноиге успешные менеджеры не получали менеджерского образования. Наоборот, менеджеры-отличники могут быть "слабыми" управленцами в реальной жизни.

Кто-то считает, что управленческий талант закладывается при рождении, а не приобретается. Кто-то, наоборот, считает, что тренировка и упорство могут дать управленческий результат при любых стартовых условиях. Споры и обсуждения этой темы, наверное, вечны.

Менеджерские компетенции, как и мноиге другие компетенции, "куются" в действиях, отношениях, поведении. Научение происходит на практике у практиков, а не в теории у теоретиков. Поэтому очень сложно сформировать именно профессиональные компетенции за "студенческой" партой. Особенно без стажировок, "картошек", "стройотрядов", "армии", системы "ВУЗ+завод".

Теория управления, как и теория поведения, психология - это бездонные "ниши", на полное изучение которых не хватит и всей жизни. А тут мы хотим научить профессиональным менеджерским компетенциям людей, которые 10 лет в школе тунеядствовали и сидели на шее у родителей и государства, а потом ещё 4 года. На основе этой преамбулы становится понятным, что не может существовать какого-то одного, идеального, лучшего, наиболее эффективного стандарта модели профессиональных компетенций для Менеджера.

Если бы октрыли этот "философский камень", то многие были бы рады ему соответствовать и выпускать "лучших" менеджеров. Но, к сожалению, практика управления показывает, что управление - это не столько формализуемая наука, сколько искусство. Выбор компетенций для образовательной программы - это тоже искусство. С одной стороны, их можно долго расписывать, ведь менеджер должен уметь "ВСЁ". С другой стороны, необходимо соблюсти краткость, чёткость, компактность и вписаться в реальные ограничения программы. Это баланс между полнотой и удобством модели.

В процессе обучения, даже в МГУ, мало кто оглашает компетенции на старте учёбы и проводит их проверку по завершению учёбы. Тесты с крестиками и ноликами, знание теорий или абстрактных моделей могут никак не приблизить к управленческому мастерству. Тему компетенций стараются обходить стороной в высшем образовании, так как иначе вскроется, кто самые главные "инфоцыгане" на рынке образования.

Например, многие современные программы ДПО не только чётко формулируют компетенции и индикаторы, но и готовы отвечать за трудоустройство по высокой ставке заработной платы. Договор даже подписывается, что деньги за обучение могут быть возвращены. Это уже другой уровень профессионализма образовательного процесса и ответственности за его результат. Это уже тесная работа с практиками и работодателями. Это уже другой уровень отбора учеников и организации образовательного процесса.

Ниже представлена "базовая" модель профессиональных компетенций выпускника Менеджмента (название компетенции + индикаторы). В интернете существует столько примеров Компетенций, что подтверждает то, что в этом вопросе "договориться" и выработать "единственный идеальный" стандарт подготовки будет не просто.

К1 Знает историю управленческой мысли

1.1 Знает различные теории менеджмента и примеры их применения в организациях
1.2 Способен анализировать преимущества и недостатки различных теорий управления организацией
1.3 Умеет выделять институциональные особенности применения конкретной теории менеджмента.
1.4 Фомулирует основные теории менеджмента, близкие его управленческим предпочтениям.
1.5 Анализирует сочетание различных моделей управления в конкретной организации.

К2 Способен создавать проект оргштатной структуры предприятия

1.1 Знает различные виды организационных структур и их характерные особенности
1.2 Способен сопоставлять преимущества и недостатки разных видов организационных структур.
1.3 Способен проектировать различные сочетания разных организационных структур в зависимости от конкретной управленческой ситуации.
1.4 Умеет составлять схему оргштатной структуры действующего предприятия.
1.5 Умеет анализировать тренды изменения организации труда в аспекте оргштатных структур.

К3 Готов создавать и совершенствовать процедуры и методы контроля

1.1 Знает основы проведения внутреннего и внешнего аудита.
1.2 Знает ключевые показатели результативности и умеет их применять для компаний из разных отраслей.
1.3 Умеет анализировать лучшие практики систем контроля в организациях.
1.4 Знает преимущества и недостатки основных современных систем информационного управления.
1.5 Владеет навыками оценки деятельности предприятия на основе данных (data driven management).

К4 Способен применять базовые подходы по мотивации и лидерству для решения конкретных управленческих задач

1.1 Знает основные теории мотивации и лидерства.
1.2 Имеет опыт решения и обсуждения кейсов по мотивации и лидерству.
1.3 Умеет анализировать практические модели мотивации и лидерства в совеременных организациях.
1.4 Владеет навыком проведения SWAT-анализа по внедрению конкретной системы мотивации и лидерства в организации.
1.5 Способен сформулировать, какие модели мотивации и лидерства больше подходят для его управленческого стиля.

К5 Способен организовывать работу группы

1.1 Знает основные теории групповой динамики и принципы формирования команды.
1.2 Имеет опыт выполнения групповых заданий и реализации групповых проектов.
1.3 Владеет навыками дотсижения целей по SMART.
1.4 Имеет опыт командой работы по принципам agile.
1.5 Владеет навыками постановки задач и делегирования.

К6 Владеет набором способов разрешения конфликтных ситуаций с разными стейкхолдерами

1.1 Знает основные теории управления конфликтами.
1.2 Знает основы теории психологии конфликта.
1.3 Умеет классифициовать конфликтные ситуации и подбирать соответствующие механизмы их разрешения.
1.4 Имеет опыт разрешения кейсов по конфликтным ситуациям.
1.5 Умеет анализировать последствия управленческих решений для разных стейкхолдеров.

К7 Способен анализировать и проектировать разные виды коммуникаций 1.1 Знает основные теории коммуникаций.
1.2 Умеет классифицировать разные виды коммуникаций в организации и выделять их характерные особенности.
1.3 Обладает навыками применения современных инструментов коммуникации с целевой аудиторией.
1.4 Умеет анализировать основные трансформационные процессы в коммуникации.
1.5 Способен анализировать лучшие практики использования различных моделей коммуникации в компаниях.

К8 Умеет сопоставлять функциональные стратегии и способен взаимоувязывать их

1.1 Знает основные теории стратегического управления.
1.2 Имеет навыки анализа и написания стратегий предприятия.
1.3 Знает лучшие современные практики составления общих и функциональных стратегий.
1.4 Владеет навыков краткого представления стратегий.
1.5 Имеет опыт изменения и доработки стратегий в ответ на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

К9 Способен принимать активное участие в разработке маркетинговой стратегии и осуществлять мероприятия по её достижению

1.1 Знает основные теории маркетинга.
1.2 Умеет анализировать маркетинговые стратегии компаний в разных отраслях и странах.
1.3 Имеет опыт составления маркетинговых стратегий для разных типов предприятий.
1.4 Знает основные инструменты маркетинга на основе данных (data driven marketing).
1.5 Владеет навыком краткого представления и защиты маркетинговой стратегии.

Подготовка по математике и экономике

https://profi.ru/profile/RykalinAS/

https://www.avito.ru/moskva/predlozheniya_uslug/repetitor_po_ekonomike_i_matematike_907230737

Качественные продукты питания

https://rozhdalen.ru/

https://talenteat.ru/

https://shopnz.ru/

https://www.wildberries.ru/brands/cherniy-hleb

#педагогика #преподавание #егэ #экономика #математика #ib #alevel #научение #экономика #эконометрика #микроэкономика #макроэкономика #НамНужнаИнаяШкола