Найти тему
Курган и курганцы

Как под Свердловском сбили американский самолёт-разведчик

Произошло это 1 мая 1960 года

Сколько скандалов и различных неприятностей любили и, что говорить, поныне любят преподносить нам американские спецслужбы. Один из таких памятных случаев произошел шестьдесят три года назад, 1 мая 1960 года, в небе под Свердловском, когда советской ракетой был сбит американский самолет-разведчик.

Шпионский Lockheed U-2 пилотировал старший лейтенант разведслужбы ЦРУ Фрэнсис Гэри Пауэрс. Вылетев из Паки­стана, он должен был пересечь нашу страну и приземлиться в Норвегии. Такое «путешествие» казалось Пауэрсу безоблачным. Приличная высота — более двадцати тысяч метров, как он считал, была недосягаемой для советских ракет. На время полета отводилось девять часов. Американский пилот должен был пролететь около шести тысяч километров, пять из них — над советской территорией. В случае обнаружения советскими ПВО Пауэрс обязан был произвести одно действие — нажать на кнопку самоуничтожения машины. Сверхсекретный самолет-разведчик ни в коем случае не должен был попасть русским. На всякий случай для летчика была припасена игла с ядом. Все как в хорошем детективе.

Американцев интересовал ряд важных советских объектов, в том числе космодром Байконур, плутониевый комбинат (чтобы определить количество вырабатываемого там оружейного плутония).

-2

Пауэрс радовался хорошей погоде и успевал фиксировать интересующие его объекты восемью фотокамерами высокого разрешения.

U-2 пролетел над Казахстаном, прошел над Курганской и Челябинской областями, затем изменил курс и над Свердловской областью вошел в пассажирский коридор южного направления. Так Пауэрсу казалось спокойнее — если с земли и заметят, то не сразу. Воздушных судов здесь предостаточно…

Очевидцем того события стал курганец Геннадий Григорьевич Ежов. Он служил в той самой зенитно-ракетной бригаде, которая несла службу по охране неба в районе, прилегающем к столице Урала. Оборона здесь была сверхкрепкой. Десятки ракет, направленных ввысь, прикрывали огромную территорию.

Ветеран-ракетчик вспоминал:

— Такие ракеты хорошо показали себя во Вьетнаме. Американцы решили нанести удар по порту Хайфон с воздуха. Они подогнали авианосец, подняли в воздух сорок два самолета и — на Хайфон. Наши ракеты тогда славно поработали. Американцы потеряли тридцать восемь машин. И на этом закончилась их воздушная слава.

Американский шпионский самолет заметили войска ПВО, когда он летел на высоте девятнадцать километров. Наши военные тотчас доложили министру обороны, председателю КГБ и самому Хрущеву. Говорят, тот вскипел от негодования: «К черту такие войска, коли пропустили врага! Сбить! Немедленно!»

О том невероятном событии в небе ракетчик Ежов рассказывал:

— Когда 1 мая Пауэрс оказался в зоне нашего прикрытия, объявили боевую тревогу. Мы только что пришли в столовую на завтрак. Я успел намазать на хлеб масло — а тут такое! Все побросали — и по местам. Готовность номер один!

В эти минуты самолет пролетал над Челябинском и все быстрее приближался к Свердловску. На перехват нарушителя подняли новенький самолет-истребитель Су-9. Эта машина могла подняться на высоту до двадцати километров, но к бою готова не была — вооружение еще не было установлено. Перед летчиком Игорем Ментюковым поставили задачу — идти на таран. Машина взлетела. Пока летчик догонял противника, горючее кончилось. Оставалось лишь приземлиться.

Я видел, как поочередно улетели в небо несколько ракет. Одна из них привела к повреждению самолета-разведчика. Позже об этом нам сообщили на построении и выразили благодарность.

Это был первый боевой пуск ракеты на территории СССР. Утром, в 8:53, она повредила двигатель и хвостовую часть американского самолета. Сам же Пауэрс остался жив. Самолет стал падать с высоты почти двадцать километров. Зенитно-ракетная бригада выпустила вслед еще несколько ракет, но они уже не понадобились. Пауэрс не стал нажимать на кнопку самоликвидации, дождался, когда самолет свалится до десяти километров, и выпрыгнул из разрушающегося самолета. Едва он успел его покинуть, как еще одна ракета поразила U-2. Пилот благополучно приземлился в районе уральской деревни Косулино. Здесь необычно одетого парашютиста задержали бдительные деревенские жители. Смертельной иглой он не воспользовался.

А как затем сложилась жизнь курганца Геннадия Григорьевича Ежова? После трехлетней службы в Ракетных войсках он возвратился в свой родной Курган, с любопытством проштудировал всю прессу и узнал много интересного о дальнейшей судьбе Фрэнсиса Гэри Пауэрса. Того судили. Американский разведчик признал себя виновным. Ему дали десять лет лишения свободы, а через два года обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля. Разорванный на куски самолет сумели собрать. Его показывали в столице всем москвичам и приезжим. Президент Америки Эйзенхауэр поначалу сопротивлялся и заявлял о том, что U-2 принадлежал не военному ведомству, а НАСА, проводил метеоисследования в верхних слоях атмосферы и заблудился. Но позже был вынужден признаться.

Инцидент в небе над Уралом имел серьезные последствия для дипломатических отношений СССР и США. Эйзенхауэр не решился совершить визит в Москву, а Никита Хрущев не полетел на саммит в Париж.

Геннадий Григорьевич Ежов, свидетель того уже далекого события, иной раз вспоминал о нем. Служба в Ракетных войсках закалила его характер. Он стал хорошим строителем и построил в своем родном Кургане двадцать два крупнопанельных дома. Ежов любил свой город, воспитал прекрасных детей. Увы, Геннадий Григорьевич ушел из жизни два года назад — ковид… Он был замечательным человеком и прекрасным воином. Вечная память.