Одним из популярнейших персонажей японской массовой литературы XIX–XX вв., а также кино и сериалов, является Мито Комон — "Советник из Мито". В сопровождении двух спутников — Сукэ-сан и Каку-сан — он путешествует по всей Японии и борется с плохим управлением и недобросовестностью князей и наместников.
Прототипом для Мито Комона послужил Токугава Мицукуни (1628–1700), глава княжества и дома Мито — одного из боковых домов рода Токугава. Именно поэтому его иногда называют Мито Мицукуни, или Мито Комон — "Советник из Мито", поскольку главы боковых домов Токугава зачастую выступали советниками сёгунов. Однако в действительности Токугава Мицукуни, в отличие от персонажа Мито Комон, за всю свою жизнь практически не покидал территорию столицы Эдо и родного княжества. Как же возник такой образ князя Мицукуни?
Реальный Токугава Мицукуни
Первым главой дома Мито был Токугава Ёрифуса (1603–1661), 11-й сын первого сёгуна Токугава Иэясу. Он возглавлял дом до своей смерти, а затем главой стал его третий сын Мицукуни, который таким образом приходился первому сёгуну внуком. Мито был одним из трёх боковых домов Токугава, однако в отличие от домов Кии и Овари, князья Мито должны были практически постоянно находиться в Эдо и лишь изредка могли посещать вверенное им княжество или мавзолей Иэясу в Никко.
Токугава Мицукуни отнёсся к своим обязанностям советника сёгуна очень серьёзно: он окружил себя учёными-конфуцианцами, которые изучали науку управления по классическим памятникам. Среди них был даже один китаец, бежавший с родины после падения династии Мин! В то же время он был весьма рационален и ориентирован на решение насущных проблем простых жителей: организовал строительство водопроводной сети в своём княжестве, закрывал ненужные буддийские храмы, чтобы снизить расходы на них, и т. д.
Одним из главных детищ Токугава Мицукуни была организация работ по написанию "Истории Великой Японии" ("Дай Ниппон си") — для этой цели он создал Историческую палату, или "Палату выяснений и размышлений" (её японское название — сёкокан 彰考館 — восходило к фразе из предисловия Ду Юя к «Цзо чжуань»: «Выясняя былое, размышлять о грядущем» (кит. 彰往考来)).
"История Великой Японии" — монументальный труд, состоящий из 397 томов и охватывающий события и персоналии от начала правления легендарного государя Дзимму в 660 г. до н. э. до правления 100-го государя Го-Комацу (до 1392 года). Хотя труд был в целом закончен к началу XVIII века, его издание растянулось на долгие двести лет.
Имя Токугава Мицукуни связано и с историей Хоккайдо: в 1688 году по его приказу состоялось плавание судна "Кайфу-мару", которое, посетив город Мацумаэ, направилось к западным землям айнов, дошло до устья реки Исикари и поднялось вверх по её течению. Плавание, как считают, продлилось около сорока дней. О нём сохранилось совсем немного сведений, поэтому цели его не вполне ясны. Вероятно, плавание также следует рассматривать в контексте подготовки "Истории Великой Японии" — ведь в классические исторические тексты включались также описания провинций и окружающих стран.
Вероятно, подобные экспедиции были совершены тогда по приказу Токугава Мицукуни не только на Хоккайдо, но и в разные провинции Японии. Вероятно, именно это и дало повод к появлению в более позднее время образа Мито Комона, который инкогнито путешествовал по всей стране и наказывал нерадивых чиновников.
Мито Комон: как складывался образ
Судя по всему, первым художественным произведением, главным героем которого был Токугава Мицукуни, стали "Записи о гуманности и добродетелях Советника из Мито", написанные примерно в годы Хорэки (1751–1764). Это был пока ещё сборник различных историй, основанных как на реальных жизнеописаниях Мицукуни, так и на слухах, ходивших в народе о популярном князе.
Однако образ Советника из Мито, активно путешествующего по стране в сопровождении поэта — автора хайку, сложился уже к концу эпохи Эдо, вероятно, не без влияния популярнейшего романа Дзиппэнся Икку "На своих двоих по тракту Токайдо" о похождениях двух плутоватых горожан по самой известной дороге Японии. Впервые он появился в таком качестве в книге Торинтэй Тогёку "Записки о путешествиях Советника из Мито".
После этого сочинения о путешествиях Мито Комона стали выходить одно за другим: "Мито Комон, путешествующий по разным провинциям", "Истинные записки о Мито Комон", и многие другие. Примерно к концу XIX века его стали устойчиво изображать уже в сопровождении двух спутников — Сукэ-сан (Сасаки Сукэсабуро) и Каку-сан (Ацуми Какуносин). Вероятно, прототипами этих героев стали реальные сподвижники Токугава Мицукуни — Сасса Мунэкиё (1640–1698) и Асака Тампаку (1665–1738), которые активно участвовали в сборе материалов и составлении "Истории Великой Японии".
Мито Комон сегодня
Ну а в XX веке наступило время кино и телевидения, и Мито Комон со своими верными спутниками перекочевал со страниц книг и со сцен театра кабуки на широкие экраны. Всего в Японии вышло около сотни (!) фильмов, телефильмов и телесериалов о знаменитом князе и его приключениях.
В бывшей столице княжества Мито, одноименном городе, который сегодня является административным центром префектуры Ибараки, с 1961 года ежегодно в первые выходные августа проходит фестиваль Мито Комона, сопровождающийся парадом, костюмированным шоу и фейерверками, а в этом году уже в восьмой раз состоится марафон по местам Мито Комона. Так что популярный образ теперь вовсю используется для повышения туристической привлекательности города Мито, где князь Токугава Мицукуни почти и не бывал.
--------------------------
Спасибо, что дочитали до конца! Это повод поставить лайк и подписаться на мой канал, если вы этого ещё не сделали! Меня зовут Василий Щепкин, и я пишу об истории Японии и айнов — коренного народа Сахалина, Курильских островов и Хоккайдо, а также российско-японских отношений.