Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Применение ДДЧ в практике терапии (часть 3)

Продолжая анализ использования проективного рисуночного теста ДДЧ в терапии, предлагаю вопросы пост-рисуночного опроса по третьей категории методики «Дерево». Предыдущие части можно посмотреть здесь ДДЧ (часть1), ДДЧ (часть2).

Рисунок дерева традиционно считается не только символическим автопортретом самого человека, но и отражением характера его связей с социумом. Вопросы в этой категории позволяют оценить особенности роста и развития пациента, его личностно-значимый опыт, базовый потенциал и его ресурсную составляющую, уровень социальной адаптации.

ДЕРЕВО

Что это за дерево?

Вопрос идентификации и символических характеристик

Каков приблизительный возраст этого дерева?

Вопрос может оценить личностно-значимый опыт прошлого

Как Вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину? Почему?

Кого Вам напоминает это дерево? Почему?

Вопрос проясняет отношение к сексуальным символам, а также может стать началом прямых проекции

Это дерево живое? Это дерево здоровое? Это дерево сильное?

Что на рисунке это подтверждает?

Вопрос проясняет внутриличностную интеграцию и социализацию пациента. Отрицательный ответ может расцениваться как показатель чувства неполноценности, бесполезности, вины либо социальной изоляции и требует дополнительного прояснения

Это дерево мертвое? Чем вызвана гибель дерева? Как это произошло? Когда это произошло? А есть ли живая часть у этого дерева?

Актуализирует воспоминания о травматических событиях, переживаниях, их длительности, причинах и пр.

Этот блок вопросов следует задавать, только в случае обоснованных предположений о возможных травматических событиях в жизни пациента и уверенности психолога, что пациент готов к обсуждению этих событий. Начиная работу с этим блоком вопросов, психолог должен помнить об опасности ретравматизации пациента.

О чем Вам напоминает это дерево? Почему?

Вопрос позволяет запустить процесс воспоминаний и ассоциаций

Это дерево еще будет расти? Оно будет плодоносить? Когда? Что нужно дереву для роста и развития?

Раскрывает особенности социальной адаптации

Если представить, что деревья – это люди, кого они Вам напоминают? Почему?

Вопрос задается в случае изображения группы деревьев, отражает характер социальных взаимосвязей

В отдельных случаях можно задать вопросы непосредственно по деталям рисунка или высказать предположение и проверить терапевтическую гипотезу, например,

  • «У меня складывается впечатление, что крона (листья, ветви) движется. Скажите на рисунке есть ветер?»
  • «Я правильно понимаю, что корни дерева висят в воздухе? Чем они могут питаться?».

В рамках основной канвы вопросы могут меняться в зависимости как от самого рисунка пациента, так и от его ответов на вопросы.

В целом, несмотря на то что, Дж. Бук ограничил пост-рисуночный опрос по всем трем категориям «дом-дерево-человек» формальными шестьюдесятью четырьмя вопросами, в терапевтических целях методика имеет огромный потенциал. Неформализованная процедура позволяет не ограничиваться по времени и дать волю процессу творческого взаимодействия психолога и пациента.

В завершающем разборе я приведу примеры практического применения пост-рисуночного опроса в терапии.

Если Вас заинтересовала тема, не пропустите продолжение.

Автор: Пащенко Жанна Каримовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru