Найти тему

Надя увидела какую-то тень

Рассказ "Мамочка моя", часть 9.

-Хорошо, что ты с ним рассталась, - сказала мама Наде, когда Степана забрали. - Мало того, что бабник, так теперь ещё запятнанная биография. А это на всю жизнь.

-Мама, но у нас так все живут. Ты сама знаешь. Любой бы мог оказаться на месте Степана. Ему просто не повезло.

-Но не оказался. Знаешь почему? Все умные. Если что и берут, то тихо. А Степан твой бедовый. Сразу мешок стянул. Это только додуматься до такого надо было!

-Он не себе, мама, ты же сама понимаешь, что целый мешок комбикорма он бы просто взять не мог. Наверное, попросили его.

-А он и рад стараться. Головой своей надо было думать, а не слушать других, - не унималась мать. - Я поэтому и говорю, что бедовый он, значит, невезучий. Неприятности притягивает к себе как магнит. Поэтому судьба вас сама развела. Ты умница у меня, комсомолка и будущий педагог, а он мало того, что тельпух, так ещё и заключённый. Хотя, по правде сказать, человек он сам по себе неплохой.

Надя промолчала. Говорить маме о том, что собирается написать письмо Степану, не хотела. Ждала, когда он сам напишет своим, чтобы спросить адрес у Дуни. Надя не знала, что у них будет со Степаном дальше, и будет ли что-то вообще, но не хотела оставлять его, собиралась поддержать хотя бы в письменном виде. Она так и с казала Дуняше по секрету:

-Ты только никому не говори, что адрес мне дала, пожалуйста. Сама знаешь, что у мамы моей сердце совсем слабое. Не выдержит она, если узнает, что я переписку со Степаном веду.

-Так всё равно люди добрые донесут, - ответила Дуня.

-Я адрес общежития напишу.

-Не боишься, что достанется тебе, если узнают о твоей переписке с заключённым?

Надя пожала плечами:

-Нет, я не боюсь.

Дуня обняла подругу:

-Значит, по-настоящему ты его любишь. Как только он нам письмо пришлёт, так я сразу сообщу тебе.

-Скажи ещё, Дуняша, а мамка Стёпы и Володи как?

-Не спрашивай. Голосит и говорит, что не дождётся, наверное, Степана. Вся седая стала. На людях держится, а дома места себе найти не может. Как-то сказала мне, что отвлеклась бы, если бы внуки были, - после этих слов Дуня опустила голову.

-Не переживай. Ещё будут внуки у неё.

-Нет, Надя, я же говорила, что не смогу я материнского счастья познать. А слова свекрови мне больно слышать. Уже жалею, что за Володьку замуж вышла. Пусть бы на какой другой женился. И внуков бы своей маме подарил.

-Ты не обижайся на неё. Она не со зла так говорит. Всё ещё у вас будет. Потом вспомнишь мои слова.

-Спасибо тебе за поддержку, Надюшка. Побегу я, - сказала Дуняша и пошла. А Наде идти домой не хотелось. Она знала, что сейчас мать начнёт снова говорить ей или о Степане, или о Вене. Одного будет ругать, а другого - хвалить.

Вечером Надя и Маша поехали в город, чтобы в понедельник снова сесть за парты и грызть гранит науки.

***

Письмо Степану Надя написала сразу же, как только узнала его адрес. Маша, увидев, как подруга выводит буквы, мечтательно произнесла:

-И я, Надя, такой любви хочу.

-Какой?

-Такой, как у тебя и у Степана, чтобы и трудности были, и преграды, а потом всё хорошо стало. Как в сказке.

-Романтическая ты душа, Маша. Лучше, когда всё спокойно, а не так, как у нас.

-Да, я такая. Я свою любовь и судьбу готова всю жизнь ждать.

-А если не дождёшься?

-Значит, не судьба.

-А мне, -призналась Надя, - Веня всё покоя не даёт. - Встречается на каждом шагу. Как будто специально. И мама считает его положительным.

-Не знаю, что вы в нём хорошего нашли, - пожала плечами Маша. - Он сам себе на уме. Я таких опасаюсь. Хотя это твоё дело. Тебе решать, с кем быть.

-Я об этом не думаю пока. Стёпу поддержать хочу, а Вене надежды не даю.

-И правильно, -ответила Маша. - Хватит о любви говорить. Давай к зачёту готовиться. А то проговорим вечер, а потом четвёрки получим или того хуже.

-А тебе, Маша, одни пятёрки нужны.

-Да, я максималистка!

-Давай готовиться, - согласилась Надя, и девчонки начали читать и пересказывать вслух то, что было написано в конспекте.

***

Степан написал ответ на письмо Нади. Но оно было отнюдь не радостным и очень коротким. Стёпа просил забыть о нём и не думать. Писал, что ему не нужна жалость. А в конце сообщил, что он, вероятнее всего, в деревню больше не вернётся. Поэтому желал Наде счастья с человеком, который её достоин. "Больше не пиши мне", - такими словами заканчивалось письмо.

Надя заплакала, когда прочитала последнее предложение. Для неё всё рухнуло: надежды, мечты, планы. Стоило ей представить, что она больше не увидит Степана, как слёзы сыпались градом.

-Ты чего? Надюшка, перестань! - Маша пыталась как-то успокоить подругу.

-Всё, всё, я больше его никогда не увижу!

-Ты же говорила, что после Соньки видеть и знать его не хочешь!

-Говорила, но не думала, что всё так обернётся! А теперь...

-Значит, так надо! А ты вставай, будем домашнее задание выполнять, - сказала Маша приказным тоном. - Нам учиться надо, а не нюни распускать.

-Сейчас, - ответила Надя, которой учёба в последнее время совсем не лезла в голову. Но в техникуме надо было как-то доучиться. И Надя по примеру Маши села за учебники.

До конца учебного года она усердно занималась, стараясь не думать о Степане. Правда, иногда спрашивала о нём у Дуни. Та отвечала, что у него всё без изменений.

-Работает он с утра и до вечера, - всякий раз говорила Дуня. - Тебе больше не пишет?

-Нет.

-А ты ему?

-После его ответа тоже больше не пишу.

-Что же, может, так и надо. Наверное, разные у вас с ним пути-дорожки.

Надя на это ничего не ответила. Но вечером не могла уснуть и, когда стемнело, вышла на улицу.

В начале июня было тепло, а свежий воздух кружил голову. Надя вспомнила, как они проводили такие вечера вместе со Степаном, всплакнула. Потом отогнала от себя эти мысли и думала о предстоящих государственных экзаменах, о том, что она скоро вернётся в деревню, но уже в роли учительницы. И будут они с Машей работать в родной школе.

Вдруг Надя увидела какую-то тень. Подумала, что ей показалось. Когда залаяли собаки, присмотрела и увидела: кто-то крадётся, прижимаясь к забору, к бараку, где жили Дуня и Володя.

"Кто это может быть? - подумала Надя. -Может, Степан сбежал? Но нет. Рост маленький. Так это же Сонька!" Мелькнула догадка, но Надя сразу же подумала, что сестра Дуни не пряталась бы, а могла прийти и днём. И тут...в ночной тишине раздался плач ребёнка. А потом Сонька исчезла. По всей видимости, ей открыла дверь Дуняша.

Надя начала считать. Всё сошлось. Прошло ровно 9 месяцев с того самого момента, как Степана и Соню застали вместе.

"Не может быть, - сказала себе Надя, - неужели она пришла для того, чтобы отдать ребёнка?" Надя не могла в это поверить и ждала завтрашний день.

Начало. Читайте: Лена.

Продолжение.