Найти тему
493 подписчика

Файн, Э. Список прегрешений

Фотография автора
Фотография автора

Энн Файн (род. 1947) — британская писательница, автор книг для детей и юношества.

«Список прегрешений» - повесть, рассчитанная на детей старшего школьного возраста, но и я прочитала её с большим удовольствием. Читая, думала, что автор – молодая женщина, так хорошо она пишет от лица подростка (причём, мальчика). Оказалось, что Энн уже за 70. Тем более честь ей и хвала.

Главные герои повести – брат и сестра, близнецы, Том и Кассандра, а также их подруга Лиза, ну и их родители.

Том и Кассандра – дети владельцев фермы, а Лиза – дочь служащего на этой ферме. Но это «классовое» и имущественное различие никакой роли во взаимоотношениях детей (а равно и их родителей) не играет, и это мне понравилось.

Сюжет в повести очень прост, можно сказать даже, что его почти и нет. Это просто описание одного лета подростков. Как они его проводят, как они общаются, как они взрослеют, как они меняются, сами того не понимая и не замечая.

Однажды Тому и Кассандре (Касс, как её все зовут) подарили красивую толстую тетрадь, и они решили записывать туда все свои «прегрешения», то есть все претензии к ним их родителей. Устроили даже соревнование: к кому будет больше претензий. Сначала их это забавляло, но потом почему-то стало надоедать. Кассандра, как это бывает с девочками, повзрослела раньше, и её стали занимать другие вещи. А Том не сразу понял, что с ними происходит. То они были не разлей вода, как единое целое, а то вдруг сестра стала его сторониться, зато захотелось больше времени проводить с Лизой.

Но почему он иногда ведёт себя так скверно? Обижает Лизу, не слушается родителей, не может понять Кассандру… Как будто бес в него вселяется! А это всего-навсего так происходит взросление.
Без излишних умствований и сентиментальностей, без надрыва и напряга Энн Файн показывает психологию подростков, и хочется надеяться, что кому-нибудь из них эта книга поможет разобраться в себе. Мне, например, немного помогла понять собственного сына. Жаль, что поздновато.

Очень здорово описано то, как близнецы чувствуют друг друга, как они пытаются найти себя каждый как отдельную личность.

Том о Кассандре: 

«Ну почему она столько обо мне знает? Не желаю я, чтобы кто-то так хорошо меня знал, — все мои страхи и то, куда я побегу, чтобы от них спрятаться. Я хочу оставить при себе свои секреты, как и Лиза. Не нужна мне двойняшка, и сам я никому двойняшкой быть не желаю!»

Кассандра о Томе: 

«Когда ты рядом, я не чувствую себя самой собой. Ты повсюду. Ты будто у меня под кожей! Ты должен отпустить меня, Том. Можешь ты это понять? Отстань от меня! Дай мне уйти!»

Ну и о той самой тетради, о «списке прегрешений»: 

«Список» копил все мои недостатки, проступки и слабости, я хранил их, как коллекцию черных усыпленных мотыльков, приколотых аккуратными рядами. После того как я заносил их в «Список прегрешений», они уже больше не могли подняться и порхать вокруг моей головы.
Но теперь это бесполезно. Нет смысла хранить их дольше. Теперь я знаю: то, что о тебе говорят другие, невозможно приколоть, как сухих мертвых мотыльков. Я не могу стереть те слова, что сказала обо мне Касс, так же как она не может взять их назад. Они будут висеть над моей головой вечно — пока я сам не поверю, что это уже неправда».

Этот материал был ранее размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/41D669F4281D5A2D.html

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!