Бензопила – моя надежная помощница на даче, инструменту уже исполнилось 19 лет, но их как будто и не было, хотя пилка постоянно в ходу. Конечно, я не занимаюсь профессиональной валкой леса, но для цепной пилы всегда найдется работа в саду, да и дровишки ею пошинковать – милое дело!
Когда я почти двадцать лет назад выбирал пилу, процесс свелся всего к одному действию: следовало выбрать марку и их, если вы нацелены на качество и долговечность, основанные на надежном бренде и стране выпуска, всего то и имелось, что три: Хускварна, Штиль и Олео-Мак, остальные изготавливались и продолжают выпускаться в Китае, а я этого не люблю.
Поэтому первое, что вам предстоит, если вы только стоите перед выбором сегодня, это не ориентироваться на сладкоголосые рассказы менеджеров, а выбрать бензоинструмент известного бренда, собираемый если не в Европе, то хотя бы крупными узлами - у нас.
Я лично тогда, в 2004-м году склонялся к Штилю, но в момент приобретения итальянцы объявили о бешеной скидке на свою продукцию и это решило дело, поэтому я приобрел самый простой 936-й Олео-Мак и ни разу об этом не пожалел: пила работала и работает, как новая.
А вот теперь займемся обслуживанием и я расскажу, что нужно скрупулезно соблюдать, чтобы и ваша помощница функционировала практически вечно.
1. Не жидитесь на моторное масло и покупайте только оригинальное масло Stihl, вот такое:
Почему я настаиваю на покупке только такого масла? Дело в том, что некоторые советы, которые я хочу дать вам в этом материале, пришли ко мне от очень хорошего мастера, который знает всю поднаготную этого инструмента, он сходил по нему с ума и я счастлив, что мне посчастливилось с ним хотя бы кратко пообщаться до выбора пилы, во многом ее работоспособность обеспечена этими деловыми, проверенными теперь на собственной многолетней практике, напутствиями. В магазинах много масла, разного, есть дешевое, есть среднее по цене, а есть Штиль. Озадачьтесь и найдите именно его, не берите никакое другое, только будьте внимательны, покупайте смазку только у надежных продавцов, потому что я сталкивался с тем, что его подделывают.
2. Используйте свежее топливо и не применяйте давно намешанную смесь бензина и масла.
Увы, но в современном бензине много присадок, которые не обладают стойкостью к хранению. Правда, я тоже нарушал это правило, ведь с осени в канистре остается какое-то количество горючего, его же в канаву не выльешь?! Поэтому я его использовал и пила, в принципе, не капризничала, но лучше выработать перед зимой весь запас и не хранить до начала весенних работ.
Тоже самое касается и уже намешанной смеси с маслом – ее можно сохранять не более месяца.
3. А вот смазочное масло для цепи можно брать практически любое, если вы не сходите с ума по экологической составляющей. Я, например, беру на заправках и в автомагазинах обычное трансмиссионное масло ТАД 17, оно стоит сейчас меньше 200 рублей за литр на том же ЯндексМаркете, что не может не радовать!
Можно покупать и специализированную смазку, но, как говорилось в рекламе, «зачем платить больше, если Дося и так все отстирала»?..
4. Регулярно (лучше – после каждого применения пилы) очищать инструмент, частично разбирая его. Да – это, пожалуй, один из самых важных этапов на пути к долговечности бензиновой пилы, и сейчас мы этим займемся!
Первое, что разбираем – это узел крепления шины, снимаем кожух с автоматическим тормозом, именно тут скапливается наибольшее количество промасленных опилок, ухудшающих производительность инструмента.
Для разборки и очистки приготовьте нехитрый инструмент – кисти, тряпочку, отвертку, фирменный ключ.
При помощи Т-образного ключа, входящего в комплект поставки, демонтируем кожух, ослабляем винт натяжки цепи и снимаем цепь вместе с шиной.
Все опилки, которые вы видите на фото, необходимо убрать. Удобно пользоваться кистями с натуральной щетиной, причем я беру две штуки – одну с короткой и жесткой, вторую – с мягкой и длинной, чтобы иметь возможность вытряхивать опилки из самых потаенных мест, коих у любой пилы предостаточно. Операция по очистке довольно муторная и кажется бесконечной, но на это стоит потратить время.
Здесь, на блоке двигателя (под диском сцепления со звездочкой) расположены капельницы-масленки, предназначенные для смазки цепи. Очень важно, чтобы сопла масленок были тщательно вычищены, ведь если масло не идет – цепь и шина не смазываются, идет перегрев цепи, она растягивается, начинается повышенный износ шины и ведущей звезды.
Очень важно качественно очистить корпус двигателя и со стороны пускового устройства, так как тут имеются многочисленные прорези в кожухе. Отнеситесь к этому вполне серьезно, поскольку именно через эти отверстия поступает охлаждающий двигатель, воздух, попадающий на крыльчатку. Если отверстия забиты опилками, мотор охлаждается плохо и, соответственно, перегревается, что ведет к его повышенному износу, а то и вовсе – к моментальному выходу из строя. Всегда следите за тем, чтобы отверстия в кожухе были девственно чистыми!
И раз речь зашла о воздухе, нельзя забывать и про фильтр карбюратора, который тоже необходимо держать в чистоте, ведь он – легкие вашей пилы, чем чище фильтр, тем легче работается бензиновой подружке.
Если у вас подобная система фильтрации воздуха, то можно аккуратно заткнуть пальцем отверстие в карбюраторе, а второй рукой кистью обмести все вокруг, чтобы опилки не попали в камеру с заслонкой.
После очистки пилы вы увидите результат своей работы и порадуетесь тому, что пила освободилась от такого количества грязи!
Собираем пилу и теперь один из главных секретов:
5. Натяжка цепи. Да, да, во многом долголетие вашей пилы и срок пробега до момента обращения в мастерскую зависит именно от правильного натяжения цепи! Если цепь будет натянута слабо – вы разобьете ведущую звездочку и сама цепь будет быстро растягиваться, так что все закончится тем, что хода винта, служащего для натяжения цепи, вам станет не хватать, при этом цепь станет болтаться и дальше будет только один путь – ехать в мастерскую за тем, чтобы вам поменяли звезду и одновременно – цепь, ведь одно без другого менять нельзя, только вместе, и по-хорошему эта простая операция обойдется вам тысяч в семь.
Поэтому всегда контролируйте натяжение цепи перед работой и в процессе, если задействуете инструмент продолжительное время.
Как же правильно натянуть цепь? Отвечаю: цепь натягивается сильно (!), так, что вы с трудом сможете оттянуть ее от шины на несколько миллиметров. Не бойтесь перетянуть цепь, вам это не даст регулировочный винт.
А я вот поначалу плохо затягивал, не послушался советов бывалого мастера, мне все казалось, что я перетягиваю цепочку, поэтому через семь лет эксплуатации налетел на замену ведущей звездочки и цепи.
Стоит также периодически переворачивать шину, чтобы она изнашивалась равномерно, но если честно, то я не заметил конкретно от этой операции особого эффекта.
6. Прогрев двигателя. Надо обязательно прогревать двигатель перед тем, как начать работать. За несколько минут, что на холостых поработает двигатель, от вас ничего не убудет, бензина пила на сто рублей не сожрет, но зато выберутся все зазоры в моторе, он выйдет на тепловой режим и будет обладать номинальной мощностью. Чем холоднее на улице, тем дольше цикл прогрева.
7. Выключение двигателя. И здесь не надо спешить, никогда не глушите мотор сразу после того, как продолжительное время работали пилой! Несколько лишних минут нужны для того, чтобы крыльчатка остудила блок цилиндра, только тогда мотор можно заглушить совершенно не опасаясь за его перегрев.
8. Ну и самое простое: перед тем, как убрать пилу на длительное хранение, например, на зиму, обязательно истратьте, или слейте все рабочие жидкости – топливо и смазку, ослабьте натяжитель цепи, очистите инструмент от опилок и грязи.
Вот и я завершаю свою работу по очистке пилы. Ну а что, выглядит, как новенькая, а ведь ей почти двадцать лет!
При должном уходе и двадцать - не предел, а учитывая сегодняшние ценники на фирменный инструмент, актуальность бережного обращения с ним только возрастает!
Долгих лет вам и вашему инструменту!