Для построения успешной карьеры важен целый набор качеств и навыков. Начиная с базового образования, регулярного повышения квалификации, непосредственно опыта работы, желательно с успешными результатами. Базовый набор необходим, но не достаточен.
Чего не хватает? Уверенности в себе, в своих компетенциях, сильного желания развиваться дальше.
Часто сильные специалисты просто боятся участвовать в интересных проектах, продвигать себя, выступая на конференциях, расширять нетворк и многое другое, просто потому, что считают себя недостаточно подготовленными, грамотными для этого.
Такое поведение и ассоциированные с этим внутренние ощущения называются синдромом самозванца. Будто вы не тот, кем на самом деле являетесь.
Каким образом наличие такого синдрома влияет на карьеру?
⛔ трудности в выделении своих сильных сторон не дают возможность отстаивать свои интересы перед руководством, включая вопросы повышения компенсации, о которой шла речь в предыдущей статье Работа: как правильно говорить о повышении зарплаты
⛔ сложности в самопрезентации, когда человек опасается выглядеть глупо, сорвать выступление, неуверен, что ответит на все вопросы в рамках, например, панельной дискуссии, и многое другое
⛔ вынужденный отказ от участия в сложных, но перспективных проектах из-за боязни не потянуть
⛔ и даже отказ от повышения и новых обязанностей, все также из-за постоянных сомнений в своих знаниях, опыте и компетенциях.
Что можно сделать, если вы заметили в себе выше описанные особенности в поведении и самоощущении:
💡 Составьте список ваших сильных сторон, успехов, достижений на работе, тех, которыми вы гордитесь, за которые вас хвалили. Регулярно обновляйте этот список, и даже больше, подумайте, чем бы вам хотелось его наполнить, какими еще успехами, какими ещё победами?
💡 Визуализируйте свои успехи. Хорошо, когда мы мысленно о них вспоминаем, еще лучше, когда мы видим реальное подкрепление перед глазами. Что это может быть? Дипломы, грамоты, вынесенные благодарности, ваши, например, статьи в профессиональных изданиях, возможно просто письма от коллег со славами "спасибо" за консультацию, помощь, вовремя сданные отчеты. Что угодно. Храните. И как только подобные мысли подкрадываются, открывайте и вспоминайте какой вы специалист.
💡 Просите обратную связь, не бойтесь, это нормальный и полезный процесс, который, во-первых, даст вам понять куда двигаться, а, во-вторых, что наиболее важно в борьбе с "самозванцем", даст вам понять, какие сильные стороны в вас видят коллеги. Во многих компаниях прекрасно работает система обратной связи 360 градусов. Сама не раз проходила подобные опросы, польза огромная.
💡 Маленькими шагами двигайтесь к проявлению себя! Пробуйте выступать, участвовать в дискуссиях, берите на себя чуть больше ответственности, это позволит вам чувствовать свою силу, свою мобильности, применять знания на практике и, конечно, развиваться.
💡 И, конечно, попробуйте найти общий язык со своим "внутренним критиком", подойдите к процессу творчески и с юмором. Как только внутренний голос скажет "куда ты идешь, там столько умных и опытных коллег, они знают лучше тебя, не лезь..." Ответьте ему "давай всё-таки попробуем, обещаю, я буду стараться"
Желаю Вам удачного выхода из состояния "самозванца", лучше носите другие маски: успешных и удачливых людей, чтобы самим быть такими!
С Уважением,
Мария Ступакова
Для экологичной проработки синдрома "самозванца", приглашаю Вас на индивидуальную консультацию, вместе всегда легче и быстрее!
Автор: Мария Ступакова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru